Златоустовская гравюра на стали родилась как искусство украшения холодного оружия. Набор (поднос, лжица, копие)
В начале XIX в. в уральском городе Златоусте было решено создать еще один центр по выпуску холодного оружия,так как уже имевшиеся не могли полностью удовлетворить потребности армии в нем
Наряду со строевым оружием в Златоусте стали выпускать украшенное оружие. Шашка кавказская
Для этого фабрике нужны были специалисты — оружейники высокого класса. Кубок юбилейный
Царское правительство приглашает для работы мастеров из Золингена и Клингенталя — известных оружейных центров Германии того времени. Потир
До 1817 года единственными мастерами по украшению клинков были иностранные мастера Шафы — отец Вильгельм — Николаус и сын Людвиг. Два других сына — Иоганн и Фридрих — специализировались на отделке кожаных ножен. Наборы винные
Второй, "русский", этап развития 1820 — 1830 гг. С 1818 года начинается второй, "русский", период украшенного оружия. Иван и Ефим Бушуевы, Петр, Максим и Федор Тележниковы, Иван Бояршинов, Федор Стрижев, Архип Лепешков и другие мастера подняли искусство украшения оружия на такую высоту, на какую больше не взлетала златоустовская гравюра на стали с середины XIX в. и до наших дней. Наборы письменные
С именем Ивана Бушуева (1800 — 1834) связано создание едва ли не самих замечательных произведений. Наборы охотничьи Художник Берсенев Геннадий Михайлович Материал клинка Дамаск
О жизни этого художника известно очень мало, даже дата смерти, 1834 г. сомнительна, и установили ее историки по последним работам Бушуева, датированным 1833 годом. Художник Аверкин Олег Васильевич Материал клинка Дамаск
Наряду с усовершенствованием технологического процесса и виртуозным владением им, много нового вводит Бушуев в композицию: новые элементы из греческой истории и мифологии. Топор боевой
В отличие от Шафов, которые гравировали определенную, небольшую поверхность клинка, Бушуев расширяет рамки, в ряде случаев используя всю плоскость клинка, что позволяет ему создавать насыщенные орнаментальные композиции. Кортик адмиральский «300 лет Санкт-Петербургу»
Не менее талантливым гравером был Иван Петрович Бояршинов. Кортик морской
После 20-х годов, когда прошли юбилеи Отечественной войны, заказы на украшенное наградное оружие резко снизились . В это трудное для фабрики время большую роль сыграла деятельность Павла Петровича Аносова. Стилет украшенный
С 1817 года Аносов работал в Златоусте: сначала строителем оружейной фабрики, потом — ее директором, а позднее — управляющим Златоустовским горным округом. Кинжал юбилейный `850 лет Москве`
С появлением булата появилась новая замечательная манера украшения клинков — булатные клинки имели красивую, так называемую муаровую поверхность. Кинжал Художник Тычкин Вячеслав Александрович Материал клинка Дамаск
Чтобы сохранить ее нетронутой, мастера украшали только ножны и рукояти, лишь иногда нанося скромный непритязательный орнамент на ограниченную поверхность клинка. Кинжал (мизерикорд)
Изделия златоустовских мастеров высоко оценивались современниками. Шпага кавалерийская Бородино
Участие в выставках Большую роль в знакомстве с искусством Златоуста сыграли промышленные выставки, постоянным участником которых с 1829 года являлась Златоустовская оружейная фабрика. Меч «Подвиги Геракла»
После 1917 года — новые взгляды на мир, общество, а с ними и на искусство, конечно же, отразились на художественной жизни Златоуста, когда в начале 20-х годов цех украшенного оружия вновь начал действовать. Меч «Мальтийский»
В 1919 году, в тяжелейших условиях, цех начал выпускать холодное оружие для Красной Армии. Меч «Александр Невский»
Учитывая время, обстановку в стране, нехватку материалов, в 1920-х годах украшенное оружие, предназначенное для наград, было намного скромнее, чем подарочные варианты XIX века, но выполняли их художники с неменьшим старанием и воодушевлением. Сабля «Суворов»
Подъем граверного искусства в 20 — х годах ХХ века — заслуга художников-граверов Д. Е. Яковлева, И. И. Бахарева, Н. Ф. Морозова, В. А. Киселева и многих других. Сабля «Наполеон»
Во время Великой Отечественной войны граверы вновь обращаются к украшенному оружию, которое преподносилось в качестве награды. Палаш морской
Выполнено оно в технике 30 — 40 — х годов, на позициях которых остается искусство гравюры и в послевоенные годы. Шашка драгунская
Златоустовская гравюра с большим трудом развивается, вернее, возрождается, о чем говорят те вещи-жемчужины, которые время от времени появляются у златоустовских граверов и которых по сравнению с предшествующими периодами ХХ века становится все больше. Оформление корана
Это и орнаментальные композиции Г. М. Берсенева, и лоточки О. Аверкина, и декоративные подносы Н. В. Лохтачевой, и холодное оружие А. Г. Шаланова, А. Е. Авдеева, А. И. Костюшева, С. Н. Шептунова, Ю. Б. Рябкова, и работы А. Богачева и А. Шукова, которыми можно гордиться как настоящими произведениями искусства Златоуста. Шестопер