Возрождение по-японски. Часть 3 |
(Продолжение)
РЕАЛИЗМ. НОВАЯ СТУПЕНЬ
Техника и краски — это пока не Возрождение. Возрождение начинается с новой степени детализации, с расширения интереса к миру.
Зачем итальянское Возрождение открыло перспективу? Зачем Мантенья в "Мёртвом Христе" положил тело ногами к зрителю? Зачем анатомия, скелет, мышцы, натурщики?
На фиг?
Ведь средневековые фрески и иконы справлялись с задачами.Святые есть, сцены узнаются. Вот так бы дальше и рисовали...
Появились ли новые идеи, что писать, или возросшая техника и открытия дали возможность перейти к новым сюжетам? Что раньше, яйцо или курица?
Ясно то, что хотя интересы глобально продвинулись, это произошло лишь в определенных направлениях. Дюрер, с пылу-с жару нарисовал великолепного зайца...
... но заяц этот лет четыреста пребывал в гордом одиночестве. Более никто подвиг не повторял. Силы сгруппировались лишь на избранных направлениях — мадонны, Венеры, вакхические возлияния, античные качки и т.п. Всё — анатомически правильно, и с перспективой.
Точно также с японцами. Фронт они прорвали, это факт. Но на определенных направлениях.
Инструментом здесь стала диснеевская мультяшность. Среди "направлений" искусства - гиперреализм, сюр, абстракция и т.п. , главнейшее отсутствует. Это МУЛЬТЯШНОСТЬ. Мультяшность — единственная форма, достойная хомо сапиенс, ибо только она базируется в наших мозгах. Либо предмет или явление есть, либо его нет. Никакой размазанности и промежуточных состояний. Никакого поля для искусствоведения — однозначно понятно каждому.
И никакого направления, кроме продвижения смысла, мультяшность не оставляет.
!! кликабельно — 158 Kb !!
Приглядимся к асфальту в этом шедевре мультяшности Макото Синкаи. Это определенно не Швейцария, но и не Африка. Не Россия:
... и не германская Бразилия:
То есть, трещины и состояние его в точности соответствует замыслу автора. Он нарисован как бы "анатомически" правильно.
В "Унесенных духами" Леонардо да Винчи современности, Миядзаки, четко определил несколько тем — например, заброшенный зал, через который герои попадают в тот мир. И вот эта деревня не просто какая-то "забытая". Миядзаки ставит НОВУЮ задачу, ищет и тщательно подбирает предметы и вещи, как поэт находит рифму.
Это неправильная деревня, здесь людей конвертируют в свинину. Она нарисована с целью, это не гиперреализм, где рисуют реалистично лишь от любви к реализму.
Поскольку прорыв пошел по избранным направлениям, удобно так и разбирать японское Возрождение. Начнём, например, с любимого сюжета -пригородного поезда. Вот он, довольно шикарный — в "Унесенных духами":
... вот он, подчеркнуто обыденный — у Макото Синкаи:
!! кликабельно — 166 Kb !!
!! кликабельно — 203 Kb !!
!! кликабельно — 204 Kb !!
Поезд есть почти в каждом "большом" японском мультике. Но менее любим в индивидуальном творчестве. Хотя...
!! кликабельно — 192 Kb !!
!! кликабельно — 215 Kb !!
От электричек двинемся к техногенным мирам и предметам. Эта огромная тема, включающая стимпанк, подробней будет рассмотрена позднее, в разделе "Синтез другого мира". Пока — лишь реализм техники:
!! кликабельно — 218 Kb !!
(картинки Range Murata)
("Китобойное судно", Когарацу)
Много шуму наделал свежий мультик "Небесные тихоходы". Чаще всего на картинках из него присутствуют самолёты — ещё одна Большая Японская Тема...
...меня же волнуют новые приёмы реализма в этом фильме. Самолёт сделан в 3D, и многие вещи, обстановка, резко контрастирует с условными персонажами. Впрочем, персонажи тоже могут быть... 3-х мерными! Есть такой специальный "картонный рендеринг", придающий 3D плакатный вид. Во всяком случае подобные убийственные задники...
... скорее всего — 3D, и уж точно 3D — облака. Однако эта условность выдержана всегда, художники подчрекивают: "вот это рисую условно, а вот этого Вы ещё не видели." То есть, Мультяшность на месте не стоит. Поэтому интерьеры мультфильма, окутанные лёгким флером, поражают...
!! кликабельно — 163 Kb !!
"Тихоходы" привели нас к интерьеру.
Ввиду большого удельного веса полупорнографии, на интерьер японцы устроили массированную атаку. Отдельной темы заслуживал бы интерьер школьного класса. Приведу мой любимый, где своеобразный ракурс и лёгкое отражение на стекле производит такое впечатление, будто бы эту сцену мы не должны были увидеть. Трещины стены подчеркивают обыденность и не слишком высокий уровень учебного заведения. В таких местах девушки не то, что бы легкодоступны, но дочки Абрамовича там не учатся:
Меланхолично валяющиеся в интерьере девочки-подружки, плюющие в потолок, и вообще сонное и созерцательное состояние составляют новую, оригинальную "подтему":
Здесь, как и у Миядзаки, важно, какие предметы отбирает художник. Особенно ограничен их выбор был вот здесь:
Но конечно, самая офанаряющая по объёму работ — это "Паприка". Вот где специфических вещей!:
Тема для передачи новых нюансов весьма объёмная:
!! кликабельно — 232 Kb !!
!! кликабельно — 207 Kb !!
Шагнём за пределы интерьера. Здесь оформилась следующая тема — задворки и сараи, и тоже на другом уровне реализма и задач:
После Макото Синкая ощущаешь, как много знаний в "анатомии" человского местообитания не хватает вот этому рисунку:
Из какого материала дом? Что под ногами — асфальт? Он таким не бывает... С другой стороны, этот же художник почти может держать планку Высокого Японского Возрождения:
Здесь — просто чистый и ухоженный квартал.
Дело дошло до самой большой, неподъёмной темы — Города. Ясно, что все японские художники живут там, а в деревню наезжают лишь временами.
Особо мощно звучит эта тема опять в мультиках. Вот несколько примеров из океана:
"Девочка, покорившая время"
Ничем не примечательный современный город — "Паприка":
!! кликабельно — 204 Kb !!
"Ghosn in the shell"
"Железобетон" — 2 картинки
И отдельные художественные работы:
!! кликабельно — 420 Kb !!
!! кликабельно — 375 Kb !!
Последняя картинка Синкаи скорее — задворки, так как неожиданно реалистична в ней эта драная железная сетка.
В отношении видов природы продвижение слабое. Заметны лишь усилия в области флера, отблесков, закатов и восходов:
(Миядзаки)
!! кликабельно — 56 Kb !!
Макото Синкаи
В связи с запросами современности, насобачились японцы в оружие. Но не лучше других. И уж совсем не сдвинулись в изображении людей. Резко улучшилась динамика - позы, движение.
!! кликабельно — 368 Kb !!
!! кликабельно — 290 Kb !!
"Паприка"
!! кликабельно — 206 Kb !!
Итак, Мультяшность — двигатель Ренессанса. Забавно. Или тень от листьев есть, или её нет. Никаких Ренуаров и Писарр:
И это ведёт к великим достижениям. Вот это появилось лишь в 21 веке. До этого ничего подобного никто не писал:
!! кликабельно — 287 Kb !!
Нажмите на рисуночек. Не пожалеете.
Вам не кажется, что благодаря таким рисуночкам нас и будут помнить? В веках?
Рубрики: | Цифровое искусство |