Паоло Веронезе (Paolo Veronese) |
Паоло Веронезе (Paolo Veronese), 1528-1588 гг. · венецианский художник позднего Возрождения. Настоящее имя — Паоло Кальяри (Cagliari) или Калиари (Caliari), по прозвищу Веронезе. Мастер больших алтарных картин, монументальных росписей, многофигурных композиций, Веронезе изображает на своих полотнах Венецию, современников. Один из блестящих колористов венецианской школы.
"Музыка, Астрономия и Обман" (1556-57)
"Гименей, Юнона и Венера" (1560-61)
"Сатурн (Время) и История" (1560-61)
"Юнона одаривает подарками Венецию" (1554-56)
"Юпитер, мечущий молнии в пороки" (1554-56)
"Фортуна" (1560-61)
Вакх и Церера
1560-61 гг.
Вакх, Вертумн и Сатурн" (1560-61)
"Муза с лирой" (1560-61)
"Муза с тамбурином" (1560-61)
"Венера и Вулкан" (1560-61)
"Немесида" (1560-61)
"Венера и Адонис " (1562)
"Влюбленные Марс и Венера" (1570)
"Церера выражает почтение Венеции" (1575)
"Юстиция и Пакс перед троном Венеции" (1575-77)
"Марс и Нептун" (1575-78)
"Кузница Вулкана" (1576-77)
"Меркурий и грации" (1576-77)
"Минерва прогоняет Марса прочь от Мира и Процветания" (1576-77)
"Марс, раздевающий Венеру" (1570-е)
"Марс и Венера с Купидоном и лошадью" (1570-е)
"Похищение Европы" (1580)
"Венера и Адонис " (1580-82)
Художниик родился в Вероне, был сыном скульптора Габриэле Кальяри и племянником художника Антонио Бадиле. Они дали ему первое художественное образование. С конца 1540-х Веронезе начал работать самостоятельно. Блестящий талант декоратора, одаренность колориста проявилось в росписях на мифологическую тематику на вилле Соранцо около Кастельфранко (нач. 1550-х). По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля (1483-1520), Микеланджело (1475-1564), Пармиджанино (1503-1540), Корреджо (1489-1534). Уже в этих работах проявилась праздничность, жизнерадостность, столь характерная для творчества Веронезе.
В 1553 г. Веронезе приехал в Венецию, куда его пригласили для участия в работах по украшению Дворца дожей. Он выполнил плафоны и декоративные панно в технике масляной живописи на холсте. Эти заказы принесли ему известность.
Венеция этого времени уже была богатым городом, культурным центром Италии. Главным средством выражения у венецианских художников был цвет. Как у прирожденного декоратора, живопись у Веронезе строилась на колорите. До него для украшения интерьеров стены дворцов украшали станковые картины, причем часто живопись и архитектура не являлись декоративным дополнением друг друга. Веронезе же стал первым венецианским художником XVI в., который начал создавать декоративные ансамбли, расписывая стены церквей, дворцов, вилл, вписывая свою живопись в архитектуру в технике фрески.
Особенностью творчества Веронезе являлось применение им в росписях (особенно в плафонах) неожиданных ракурсов, смелых пространственных сокращений, рассчитанных на то, что зритель смотрит на фигуру, изображенную на потолке, снизу вверх. Веронезе строил колорит на чередовании насыщенных цветовых пятен и нежных оттенков, предпочитая холодную серебристую красочную гамму.
Значительным заказом для Веронезе была роспись в церкви Сан Себастьяно (1555-1556) на библейские сюжеты истории Эсфири. В 1557 г. Веронезе побеждает в конкурсе на проект оформления библиотеки Сан Марко. Этот заказ был выполнен к 1560 г.
1560-е гг. — период расцвета творчества Веронезе. Его произведения приобретают все более светский характер: он показывает современную ему Венецию, архитектуру города, сцены из жизни; его персонажи исполнены горделивого достоинства, роскошно одеты в современные костюмы. Картины Веронезе наполнены жизнерадостностью, весельем.
В первой половине 1560-х гг. Веронезе выполнил фресковые росписи плафонов, сводов, стен на вилле Мазер для семьи Барбаро, заполняя стены и потолки изображениями архитектурных сооружений, пейзажей, богов и знатных персон того времени.
В 1580-х гг. в творчестве Веронезе появляются новые черты. Декоративная эффектность, нарядная праздничность сменяются сдержанностью, простотой. Исчезает обилие фигур, настроение становится сдержанно грустным.
Но к этому же времени относится самая пышная декоративная композиция мастера — "Триумф Венеции", плафон зала Большого Совета Дворца дожей (1580-1585). Мифологические и аллегорические персонажи соседствуют с нарядными венецианцами. Здесь обозначились черты парадности, сложные иллюзионистические приемы, декоративная пышность, предвосхищавшая искусство барокко XVII в.
Скончался Веронезе в 1588 г. и был погребен в церкви Сан Себастьяно.
Творчество Веронезе завершает искусство эпохи позднего Возрождения.
Рубрики: | Живопись Художник |