Французское gothique, немецкое gotisch, итальянское gotico производны от латинского gotthus и греческого gothos.
Древние римляне называли готами все варварские племена, вторгавшиеся с севера в пределы империи.
Вновь термин «готика» появился уже в литературе итальянского Возрождения для обозначения искаженной латыни. А средневековую архитектуру тогда называли tedesca, что на итальянском означает просто «немецкая». Позже «готика» стала насмешливым прозвищем для всей «варварской», «примитивной», отжившей свое средневековой культуры.
Согласно одной из легенд, термин «готика» в отношении «варварской» готической архитектуры впервые употребил Рафаэль, когда докладывал папе римскому Льву Х о ходе строительства собора Святого Петра. Великий художник не подозревал, что дал название величайшему из стилей.
Если символ романской архитектуры — замок и меч, то готика — это собор и крест.
В Х ІІ веке от реальной опасности европейца защищают крепкие городские стены, от опасности Страшного Суда — священник.
Искусство и молитва вместе ищут ответ на вопрос: зачем существует зло? Почему мир так жесток со своими детьми? Христианство пытается найти ответ в биографиях святых.
Их тоже жестоко пытали, но теперь, за пределами этого мира, где мы все окажемся завтра, они живут во славе.
Они получили свою награду на небесах за верную службу справедливейшему из сеньоров — Господу. Собор — его дворец. Он должен быть достойным своего хозяина.
Место рождения нового стиля — Париж. Здесь в 1136-1140 годах под руководством аббата Сугерия (Сюжера) были возведены два пролета главного нефа церкви аббатства Сен-Дени.
Но строительство готического храма — задача для поколений. Собор Парижской Богоматери ( Notre Dame de Paris), заложенный в 1163 году, строился более двухсот лет. Римский собор (длина — 150 метров, высота башен — 80 метров) строился с 1211 года до начала XIV века, Миланский собор — до XIX.
Совершенство форм храма Божьего на земле должно было символизировать небесную гармонию. Работая на эту идею, готика изобрела конструкцию, преодолевшую весомую грубость камня. Камень как материал был доведен до предела нематериальности. Тяжелый и твердый, он превращался в изысканное кружево резьбы.
Художественный секрет готической архитектуры — в том, что ее зрительная конструкция не совпадает с реальностью. О. Шпенглер констатировал, что «готический стиль растворяет материальность в пространстве». Огромный тяжелейший свод кажется облачно-воздушным, а ряды поддерживающих его пучков колонн, устремляясь вверх с грацией тростниковых стеблей, не дают возможности сориентироваться, понять логику конструкции, осознать масштабы. Кажется, что почва уходит из-под ног, а сам ты вместе с нефом-караблем плывешь-возносишься в бесконечные миры…
Ключевой момент готической архитектуры — свет, вечно льющийся Божественный свет — символ просветления и мудрости. Поэтому готика — звездный час витражей.
Готика — первый общеевропейский стиль. По яркости, экспрессивности и парадоксальности ее можно сопоставить разве что с барокко. В ХХ веке готика становиться интернациональным эпитетом. Все удлиненное, заостренное, тянущееся вверх изо всех сил воспринимается нами как «готическое»: древнерусские шатровые храмы, экспрессионизм новгородских икон, даже американские небоскребы.