Происхождение названия — в римской мифологии Луна (Luna) богиня ночного света. Культ Луны был вытеснен культом Дианы — которая считалась воплощением ночного светила.
По поводу затмений Луны очець стройная версия имелась у индейцев-ацтеков, и её может прочитать любой желающий на огромном базальтовом блоке, теперь хранящимся в археологическом музее города Мехико. Главный небесный персонаж — белая облачная змея Мишикоатль—живет среди звёзд.
Это настоящее пернатое божество с видом весьма гордым и пышными перьями, украшающими его как по всей длине равномерно, так и в особо представительных местах— на голове, спине и на лапах. Основные земные дела змея давно закончила, поучаствовав и в сотворении людей, и в борьбе сил света с армией тьмы, и во многих других мероприятиях, и теперь в основном бездельничала, пребывая в бесконечно затянувшемся ступоре, вытянувшись во всю длину где-то там, среди звёзд.
Но изредка на облачную змею нападал стих. Отчего такое случалось, в том путались и сами ацтеки, невнятно что-то толкуя о несовершенстве человеческой природы и всяческих за это карах и наказаниях. Но так или иначе, а в один не особенно прекрасный день, а точнее в ночь змеевидное божество вдруг просыпалось и начинало бить хвостом и извиваться кольцами. И это через всё небо! При этом жуткий мерцающий взгляд змеи медленно и методично обозревал окрестный космос до тех пор, пока не упирался в повисшую над землёй красавицу — Луну.
Тут действия небесного пресмыкающегося сразу преобретают целенаправленный характер и в абсолютной тишине со сноровкой истинного удава Мишикоатль начинает приближаться к ничего не подозревающей Луне. Вот открывается чудовищная пасть, вот блещут во мраке страшные зубы, и вот уже бедняжка-Луна начинает исчезать в жуткой утробе небесного божества. А внизу в это время переполох и паника. Рядовые ацтеки штурмуют храмы, рыдают и разрывают одежды. Дело в том, что и Луна — весьма важное божество, потеря которого грозит стране мором и разорением, поэтому поведение облачной змеи вызывает бурный протест и требование к жрецам немедленно принять меры.
Жрецы единственные сохраняют полную невозмутимость и, дождавшись, когда Луна будет проглочена совсем, заявляют, что сделать ничего нельзя, поскольку ацтеки сами виноваты и пусть сами теперь Луну и выручают. Однако, поломавшись немного, меры-таки принимают, Мишикоатль одумывается и совершает процесс в обратной последовательности. Луна, как ни в чём ни бывало, снова изливает на простирающийся под ней мир свой тихий серебристый свет, жрецы срывают аплодисменты, а белая облачная змея, получив отступное, снова заваливается среди звёзд в свою бесконечно долгую дремоту.
Большим разнообразием отличаются легенды, в которых объясняется происхождение пятен на луне. Чаще других встречается мотив встречи влюбленного луны-мужчины со своей избранницей, которая, чтобы узнать, кто ее возлюбленный, мажет ему лицо сажей. В других случаях в пятнах видят силуэт живущего на луне существа, или сама луна представляется мужчиной с необыкновенно тонкой кожей, сквозь которую просвечивают внутренности. Движение солнца и луны по небу рассматривается как продолжение их земного пути или как преследование одним светилом другого.
Затмения объясняются нападением на светило небесного чудовища, чаще всего ягуара, либо противоборством солнца и луны, в ходе которого победу одерживает то одна, то другая сторона.
Австралийские аборигены представляли луну мужчиной, первоначально принадлежавшему к тотему опоссума. Регулярно поднимается он на небо, идет на запад, а затем спускается по дереву на землю. Поедая опоссумов, мужчина увеличивается в размерах (тогда наступает полнолуние) и, чувствуя себя утомленным, принимает вид серого кенгуру. В таком обличье его убивают юноши, один из которых сохраняет кость кенгуру, а из нее в скором времени вырастает месяц (новолуние).