Сикстинская капелла в Ватикане, исторический, художественный и религиозный памятник эпохи Возрождения, была построена между 1475 и 1483, во времени Римского папы Сикстa IV Делла Ровера.
Она служит часовней при Папском дворце и местом выбора нового папы, после смерти предшествующего.
Снаружи капелла не имеет никаких архитектурых особенностей.
Это прямоугольное здание, 40,93 метров длиной и 13,41 метров шириной, то есть точные размеры Храма Соломона, как говорится в Ветхом Завете.
Высота часовни 20,70 метров. На продольных боковых стенах расположено по шесть окон, два окна находятся и на входной стене. Сикстинская капелла, построенная архитектором Джованнино де Дольчи по заказу папы Сикстa IV, строилась с 1475 по 1483г. 15-ого августа 1483 прошло первое богослужение. Архитектурные планы были сделаны Баккио Понтелли, строительство контролировалось Джованнино де Дольчи.
Более поздние достройки изменили первоначальную внешность.
Это — первоначальный проект Сикстинской капеллы. Вид с северо-западного угла(тот же,что и выше), перед дополнением опор на длинных стенах, надстройки на крыше, и прежде, чем окна стены алтаря были закрыты, и другие здания подняли рядом.
Внутри капелла представляет собой прямоугольный зал (~40,93х13,41) с дугообразным потолком (в виде бочки).
Сикстинская капелла — Вид против алтаря
Великолепное мраморное ограждение отделяет пресвитерию от нефа, за нею, обычно, находится прекрасный хор.
Ограждение и мраморная балюстрада, которая украшает кафедру проповедника, были созданы скульпторами Мино де Фьезоло, Андреа Брегно и Джиованни Далмата. Мраморный, мозаичный пол, по которому обычно движется процессия, до и после мраморной ограды, к самому Папскому трону и местам кардиналов(ложа сбоку) выполнен изящно, с необыкновенным мастерством.
Ложа сбоку, имеющая, примерно, 52кв.м., имеет крышу и впереди — мраморную балюстраду(ограду). Здесь размещаются во время службы кардиналы, обычно 12.
Стены разделены оформлением на 3 уровня.
На 1 уровне входы в служебные помещения, задрапированные гобеленами и ложа кардиналов
Для торжественных церемоний это были гобелены, изображавшие события от Евангелия и из жизни апостолов, выполненных по рисункам Рафаэля, и ткались они в 1515-1519г, в Брюсселе.
Удивительный улов
1519г, тканный гобелен по рисунку Рафаэля, из шелка и шерсти, с серебряными-позолоченными нитями,
музей Ватикана
Богато украшенная входная дверь расположена напротив алтаря. В неё входят только в праздничные и воскресные дни.
В 1481 Римский папа Сикст IV Делла Ровера. пригласил живописцев Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли, чтобы украсить стены фресками. (Согласно Вазари, Лука Сигнорелли был также вовлечён в художественное оформление.)
Живопись стен была выполнена в течение удивительно короткого периода, только одиннадцать месяцев, с июля 1481 до мая 1482.Микеланджело. Фрагмент росписи потолка Сикстинской капеллы
Искушение Христа Сандро Ботичелли
Наказание Кореа
Сцены из Жизни Моисея
В 1508г новый Римский папа, Юлий II Деллa Роверa, племянник папы Сикста IV, поручил Микеланджело расписать наново потолок; работа была закончена между 1508 и 1512.
В 1535г Микеланджело по поручению Римского папы Павла III Фарнезе, начал расписывать алтарную стену сценой Страшного суда. Закончил фреску в1541г.
Здание может рассматриваться как личный памятник семейству Делла Роверa, так как Сикст IV начал его строительство, а продолжил — его племянник, Юлий II. Листья дуба и желуди, геральдические символы семейства Деллы Ровер, чьё имя означает буквально "от дуба", изобилуют на элементах фресок.
Фрески пострадали из-за многовековой копоти от свечей. Фреска Страшного Суда даже была закрашена при Папе Пие IV, которому показалось оскорбительным присутствие обнаженных фигур в сцене религиозного содержания
Такой вид имела Сикстинской капелла в дни Сикста IV, перед изменениями Микеланджело. Потолок имел вид неба, украшенного блестками звезд.( фреска Пирса Маттео де Амелиа). Здесь капелла лучше освещена и позволяет лучше предоставить себе объем, стены, разделённые карнизами и пилястрами. Можно заметить изменение в расположении ограды, перемещенной позже ближе к входу, чтобы оставить больше места для "папской молельни"