Антонио Гауди | Собор Святого Семейства

Понедельник, 09 Ноября 2009 г. 13:58

Искупительный Собор Святого Семейства (кат. Temple Expiatori de la Sagrada Familia), часто называемый Саграда Фамилия (Sagrada Familia) — известная церковь в Барселоне, спроектированная знаменитым каталонским архитектором Антонио Гауди (Antonio Gaudi). Храм расположен в районе Эшампле, его строительство было начато в 1882 году и до сих пор не завершено.



Первый проект собора был разработан архитектором Франсиско дель Вильяр (кат. Francisco de Paula del Villar y Lozano), на место которого в конце 1883 года был приглашён А.Гауди, значительно изменивший первоначальный проект. По решению инициаторов строительства храма финансирование работ должно выполняться исключительно за счёт пожертвований прихожан, что является одной из причин столь длительного строительства.







К 1918 году Гауди превратился в совершенно изолированную фигуру, у него остался только один спонсор — католическая церковь. Ему приходилось в одиночестве переживать глубокий духовный кризис, ухудшение здоровья и смерть многих близких друзей. В 1910 году умер его первый учитель Хосе Вилласек, в 1911 году — Марагалл, эксцентричный скульптор Мани и его ассистент, в 1914 году — Беренгер, следом за ним — епископ Кампис, а в 1916 году — епископ Торрас. Со смертью Эусебио Гуэля в 1918 году все работы в парке и колонии Гуэль окончательно прекратились. B тем не менее к 1918 году у него остался всего один проект, дело всей его жизни — собор Саграда Фамилиа. Создав свой собственный уникальный стиль в архитектуре, к концу жизни он полностью посвятил себя этому зданию и Богу.




Окончательный вид собора Святого Семейства (проект)

Гауди занимался не только проектированием здания, но и сбором пожертвований на строительство, темпы которого в первые тридцать шесть лет, с 1882 по 1918 год, никак нельзя было назвать быстрыми. Крипта, унаследовавшая свои неоготические формы от Пауло дель Вильяра-и-Лозано, была закончена в 1891 году.





К 1900 году был закончен первый поперечный фасад, получивший название фасада Рождества, часть внутренней стены и часовня.
Спустя восемнадцать лет команда Гауди с величайшей тщательностью и вниманием к деталям продолжала совершенствование замыслов и макетов центрального нефа и перехода, а также чертежей противоположного поперечного фасада Страстей Господних. Всё это время над фасадом Рождества медленно поднимались четыре башни-колокольни. Первая, законченная в 1918 году, имеет внешнюю оболочку из кирпича в виде пчелиных сот с ассиметричными окнами, восходящими по спирали от основания к вершине. Издалека она напоминает увеличенную во много раз копию хрупкой морской раковины, которые встречаются на побережье Каталонии. Башня святого Варнавы, покрытая мозаикой из битого стекла, оказалась единственной башней, законченной при жизни Гауди.







На протяжении десятилетий Гауди выстраивал и совершенствовал определённый литургический порядок символического содержания пространства собора Саграда Фамилиа. Благодаря опытам в колонии Гуэль, которые доказали эффективность и надёжность параболической арки, конструктивное решение в целом было уже найдено. Но в своей мастерской при храме Гауди без устали трудился над деталями.





По четырём углам стройплощадки были расставлены обелиски, символизирующие четыре поста католического календарного круга. Кроме того, они должны были, по словам Гауди, «восхвалять Святое Семейство и проповедовать добродетели покаяния». Композицию завершали фонтан и светильник, символизирующие очищение огнём и водой. Внутри собора Гауди планировал разместить скамьи для тринадцати тысяч прихожан, в то время как центральные колонны соответствовали основным апостольским миссиям Испании, в число которых входили Валенсия, Гранада, Сантьяго-де-Компостела, Бургос, Севилья, Толедо, Сеговия и даже маленькие епархии вроде Бурго-де-Осма с населением всего пять тысяч душ.











На протяжении всей своей жизни Гауди делал то, что до него делали Гойя и Эль Греко, — умело использовал пластичность и податливость духовного мира. Он говорил, что «слух соответствует вере, а зрение — славе, поскольку слава — это образ Бога. С точки зрения ощущения света, пространства и пластичности зрение есть беспредельность пространства; оно видит то, что есть, и то, чего нет». Гауди было известно о мощном психологическом воздействии звука, особенно в культовых зданиях. Он годами экспериментировал с формой удлинённых колоколов для Саграда Фамилиа. Кроме того, вся конструкция здания была спроектирована таким образом, чтобы звучать подобно грандиозному органу.











Цвет также играл особую роль. Ирония заключается в том, что для многих творчество Гауди ассоциировалось с «чёрной Испанией», то есть, инквизицией, в то время как он был автором и более впечатляющих творений, нежели сверкающая мозаика «ОСАННА», взмывающая к вершине башни-колокольни. Гауди представлял себе внутреннее убранство собора Саграда Фамилиа как яркий многоцветный псалом во славу Господа.



Гауди завершил лишь одну из двух часовен, расположенных по углам церковного двора — часовню Розария Нашей Госпожи. Она представляет собой совсем небольшое сооружение, увенчанное куполом, благодаря чему внутрь проникает достаточное количество дневного света, и кажется, будто по стенам выткано богатое кружево с обилием цветущих роз и розовых кустов, связанных с христианской символикой. Помимо Святой Девы с Младенцем, здесь имеются изображения Святого Доминго и Святой Каталины Сиенской, а также фигуры волхвов и пророков из Нового Завета: Давида, Соломона, Исаака и Иакова.



Фасад Рождества собора Саграда Фамилиа вселял ужас в сердца честных прихожан. Когда ступаешь под гигантский скульптурный фриз, кажется, что здание сейчас обрушится и погребёт под собой всё живое.
Центральный вход, разделённый посередине колонной, венчает скульптурная группа, изображающая Святое Семейство. Все фигуры выполнены в натуральную величину. На уровне земли две колонны в форме пальм, зрительно разделяющие пространство, опираются на спины двух черепах: морской со стороны моря и сухопутной со стороны гор. Черепахи символизируют стабильность, неизменность мира. В то же время фигуры хамелеонов по обеим сторонам фасада символизируют постоянное изменение природных форм.









На тридцатиметровой высоте под сенью гигантского рождественского дерева в окружении апостолов Варнавы, Симона, Фаддея и Матфея происходит прославление Мадонны.


Портик Милосердия, коронация Марии



Портик Надежды



Рождество Иисуса



Портик Надежды, избиение младенцев

Весь фасад Рождества, стремительный и грандиозный, производит впечатление непрерывного движения. Это не что иное, ворчали критики, как «трактат о чистом стремлении». Но в неоконченном творении Гауди использована необузданная стилистика клептомании, объединяющая язык восковых фигур, диорамы, карнавала, пейзажа, грота, ярмарочной площади и религиозной святыни в замысловатое целое.



Занимаясь проектированием фасада, Гауди постоянно присматривался к прихожанам в поисках подходящих моделей. Копирование творений Создателя он считал высшей формой его восхваления и свидетельством собственной скромности. Сторож собора алкоголик Жузеп, умерший впоследствии от белой горячки, стал Иудой. Толстый козопас служил моделью для Понтия Пилата. Шестипалый гигант, встреченный в одном из баров, позировал для фигуры центуриона в сцене избиения младенцев. Когда возникали трудности с поиском моделей, Гауди находил их среди своих работников. Так скульптор сделался святым Петром, перевозчик строительного материала — апостолом Фаддеем, а штукатур — царём Давидом.
Следующий этап работ был ещё более необычен. Цыплята и индейки усыплялись хлороформом, обмазывались жиром, и с них быстро изготавливалась гипсовая отливка. Осёл был связан и подвешен на своей сбруе, чтобы с него легче было снять мерки. Мёртвая сова, найденная на стройке, стала символом ночи. И только однажды, когда Гауди решил сделать отливку в натуральную величину с Рикардо Описсо, и тот лишился сознания, архитектор осознал эксцентричность своего метода.
Фасад Рождества Христова украшает шпиль в виде кипариса, венчающего три портика: Милосердия, Веры и Надежды. Над пещерой Коронации Святой Девы расположена анаграмма Иисуса, довольно сложная и выразительная. В центре её виден крест с буквами Α и Ω по краям, обозначающими начало и конец всего сущего. Сам крест служит символом зарождения и окончания мировой жизни.





Немного выше можно видеть ещё один редко упоминаемый символ — покрытое золотой и красной глазурью яйцо, также помеченное личной анаграммой Иисуса: JHS. Вероятно, речь идёт о яйце как символе целостности. Фигура пеликана над ним относится к примитивной иконографии Христианства, она встречается и в мифологии предшествующих эпох. Согласно мифам, эта птица клювом разрывает себе живот, полный рыбы, чтобы накормить своих птенцов, и потому служит символом Иисуса, а также символом воскресения из мёртвых.







В день 30 ноября 1925 года было завершено строительство башни святого Варнавы, первой башни в левой части фасада Рождества Христова. Это единственная башня, которую Гауди увидел завершённой.
Внутри башни также поразительны, как и снаружи. В нижней части каждой башни начинается винтовая, почти без перил (из-за крутизны) лестница, при подъёме по которой человеку начинает казаться, будто он вращается вокруг своей оси. При взгляде на эти лестницы снизу вверх или сверху вниз возникает потрясающий оптический эффект. Лестницы некоторых башен закручены в одну сторону, лестницы других — в противоположную. Поднявшись наверх, можно перейти из одной башни в другую. Множество переходов образуют восхитительный вертикальный лабиринт. Внутри одной из четырёх башен имеется лифт, позволяющий подняться от уровня земли до места, где в стенах открываются проёмы с каменными жалюзи. Здесь лестницы опираются уже на внешние стены.









В последующие годы архитектор Доменик Суграньес, последователь Гауди, отстроил ещё три башни. Позже были возведены четыре почти такие же башни фасада Страстей, их строительство закончилось в 1977 году. Согласно проекту, четыре башни фасада Славы должны быть гораздо выше, чем все существующие.
Башни посвящены двенадцати апостолам. На четырёх старейших — крайних, высотой девяносто четыре метра, и внутренних, высотой сто семь метров, — высечены имена и соответствующие им фигуры апостолов Варнавы, Симона, Иуды Тадео и Матфея, сидящих на пьедесталах, и надпись «Sursum corda» (Вознеситесь сердцем) на латыни. Башни с квадратными основаниями выше имеют круглое сечение. Перетекание одной формы в другую происходит на верхнем уровне фасада. Существует множество церковных башен квадратного сечения и совсем немного круглого, но нет ни одной башни, кроме башен Саграда Фамилиа, сочетающей оба вида сечений. Гауди не оставил никакого объяснения причины перехода от квадратного к круглому, критики же ограничиваются высказываниями о том, что это приём, в высшей степени удачный с эстетической точки зрения.



















В понедельник 7 июня 1926 года, в пять часов тридцать минут пополудни, Гауди покинул собор Саграда Фамилиа, чтобы пройти три километра до церкви Сан Филипп Нери. Следуя привычным путём, он спустился по улице до перекрёстка и там был сбит трамваем. Позже водитель маршрута №30 утверждал, что Гауди не смотрел, куда идёт, и, споткнувшись о трамвайные пути, ударился головой о фонарный столб. Двое прохожих бросились на помощь жертве происшествия, но не признали в нём знаменитого архитектора. При нём не было документов, в карманах нашлась лишь горсть изюма и орехов. Шляпа тоже куда-то пропала. Четырежды они пытались остановить такси, чтобы доставить пострадавшего в больницу, но всякий раз получали отказ. Наконец с помощью солдат национальной гвардии удалось заставить одного таксиста отвезти раненого в бесплатную амбулаторию для бедных. Там Гауди быстро поставили диагноз: переломы рёбер плюс черепно-мозговая травма, и приняли решение отправить его в клинику.
Наутро «пациент пришёл в сознание после ночного беспамятства и попросил соборовать его, с жаром приняв последнее причастие». Вскоре новость о плачевном состоянии Гауди распространилась по всему городу. К вечеру вторника его перевели в отдельную палату, вправили рёбра, но жизнь едва теплилась в нём. Прелаты церкви, друзья и почитатели заполнили больничные коридоры. Предложение перевести архитектора в дорогую частную клинику было отклонено. Гауди хотел умереть среди народа. Он почти ничего не говорил, и его тяжёлое дыхание лишь изредка прерывалось шёпотом «Господи Иисусе!», а бледная рука, лежащая поверх одеяла, крепко сжимала распятие. В четверг, 10 июня 1926 года, в пять часов пополудни Антонио Гауди ушёл из жизни.

После смерти Гауди в 1926 году строительство храма возглавили Доменик Суграньес и Франсиск де Кинтана, при которых были закончены первые четыре колокольни. В 1939 году строительством собора занялись Исидрэ Пуч Боада и Льюис Бонет-и-Гали. Льюис Бонет-и-Гали стал главным архитектором проекта в 1971 году. В 1985 году руководство принял Жорди Бонет-и-Арменголь, а годом позже скульптор Хосе Мария Субиракс приступил к работе над фасадом Страстей Христовых.

«Если бы мы начали строительство с этого фасада, люди воспрепятствовали бы ему», — так объяснял Гауди своё решение повременить с возведением Портала Страстей. Это высказывание демонстрирует всю глубину драматизма, к которому стремился архитектор. В 1911 году в городе Пучсерда, будучи тяжело больным, он написал завещание и тогда же составил композицию этого портала, где запечатлены события последней недели земной жизни Иисуса.


Распятие

То, что Субиракс был тем самым мастером, которому предстояло воплотить его замысел, подтверждает огромное уважение, с которым исследователь каталонского искусства Сириси Пелисер пишет в своей работе «Современное искусство Каталонии» (1970): «Субиракс создаёт исключительную скульптуру, заставляющую вспомнить о Гауди. Он творит в типично неблагоприятных условиях, сопровождающих всех носителей огня в их столкновениях с ничтожествами». Тем не менее назначение Руководящим Советом скульптора Субиракса с самого начала подвергалось резкой критике и сопровождалось острейшей полемикой. После года внимательного изучения архитектурного и скульптурного наследия Гауди Субиракс приступил к исполнению своих обязанностей. На своеобразной сцене с тремя планами скульптор изобразил историю Страстей, начиная с Тайной Вечери и заканчивая Распятием.





























28 ноября 2000 года незаконченный храм был освящен. В настоящее время Хосе Мария Субиракс и другие архитекторы работают над нефами, хорами и внутренним двориком. Когда строительство будет завершено, над городом вознесутся восемнадцать башен — в честь двенадцати апостолов, четырех евангелистов, Богоматери и Христа. Башни евангелистов будут украшать их символы, а центральную башню Христа — гигантский крест. По высоте центральная башня будет лишь на один метр ниже Монтжуика — горы, доминирующей над Барселоной. Гауди считал, что его творение не должно возвышаться над горой, которую создал Бог. Он был религиозным человеком, которому, несмотря ни на что, было присуще своеобразное чувство юмора. На критические замечания по поводу темпов строительства знаменитый архитектор отвечал: «Мой клиент не торопится».















Многие считали творчество Гауди пророческим. Опасаясь, что человечество вновь скатывается к средневековому мракобесию, Субиракс однажды сказал: «Если это правда, и всё, что мы наблюдаем сегодня, не случайно — возрождение ислама, эпидемия СПИДа, одновременное вырождение власти на местах и крушение великих идеологических блоков, новая форма пиратства в виде международного терроризма и расцвет эзотерики — то Гауди, как и во многих других случаях, пророчествовал, говоря: Саграда Фамилиа не последний из соборов, а первый в новой эпохе».





Наиболее точно охарактеризовал творчество Гауди валенсийский архитектор Сантьяго Калатрава, которого можно считать наследником Гауди в смысле уникальной способности чувствовать и открывать новые формы: «Люди пытались толковать творения Гауди в терминах язычества, масонства, буддизма и даже атеизма. Я думаю, это был человек, который действительно служил религиозной идее. Но этот бог или, скорее, богиня, перед которой преклонялся Гауди, была сама архитектура».
источник текста и некоторых фотографий









Другие архитектурные работы Антонио Гауди
Парк Гуэля, Антонио Гауди
Дом Бальо, Антонио Гауди
Дом Каса-Мила, Антонио Гауди

Рубрики:  Фото|граф
НравиЦЦа!
Страны, города
История, факты, интересно
Метки:  

timemechanic   Понедельник, 09 Ноября 2009 г. 14:54 (ссылка)
Я верю в искренность идей и образы архитектуры Гауди.
Спасибо!
  
affinity4you   Понедельник, 09 Ноября 2009 г. 15:34 (ссылка)
timemechanic, вы знаете, пока я не начала делать о нем постфы, для меня его архитектура была ск4азкой и восторгом... но после прочтения подробного, как ему все это давалось, каким он был человеком, и как он создавал свои творения, сколько отдавал этому....
то начала верить, что Гауди был проводником от Бога к нам. Хоть немного и своеобразно это отражал и тем не менее!
  
ЕВАМАХСОН   Понедельник, 09 Ноября 2009 г. 15:41 (ссылка)
Спасибо!!! Божественная,космическая красота!
  
Professional_PrinceSs   Понедельник, 09 Ноября 2009 г. 15:47 (ссылка)
ого....божественно!!
  
Лаконика   Понедельник, 09 Ноября 2009 г. 16:28 (ссылка)
Спасибо.
  
Алиса_Кензер   Понедельник, 09 Ноября 2009 г. 16:37 (ссылка)
Как замки на песке=))) Мне кажется, что он в детстве , как и мы — выливал из песка башенки... А потом воплотил это в действительность........... Я была в Испании и любовалась его архитектурными творениями... несколько лет назад их реставрировали...

Спасибо!:angel:
  
Наталия_Рождественская   Понедельник, 09 Ноября 2009 г. 16:42 (ссылка)
СКАЗОЧНО!!! СПАСИБО!
  
-KRASOTA-   Понедельник, 09 Ноября 2009 г. 20:32 (ссылка)
affinity4you,
Я поражена...Сверхестественная красота!
  
izidaC   Понедельник, 09 Ноября 2009 г. 20:45 (ссылка)
Спасибо Вам за интересную подборку постов о Гауди.
  
zimelena   Понедельник, 09 Ноября 2009 г. 21:23 (ссылка)
очень красиво! Большое спасибо!
  
Вилка-   Понедельник, 09 Ноября 2009 г. 21:37 (ссылка)
Мой самый любимый
  
Влад_Гамулка   Вторник, 10 Ноября 2009 г. 06:48 (ссылка)
Не знаю кто подсчитал количество ЧУДЕС света, но то, что их не СЕМЬ, а знчительно больше, и это архитектурное творение Гауди одно из этих ЧУДЕС, это точно !!!
Большое спасибо, за прекрасную подборку фотографий творения — церкви Святого Семейства, не в одной книге таких фотографий не найдёте !!!
Владислав Ховин (г.Алматы).
 (600x400, 80Kb)
 (600x400, 71Kb)
  
Светлана_Чепурная   Вторник, 10 Ноября 2009 г. 08:54 (ссылка)
фантастика! прекрасное творение. чудо! увидеть бы своими глазами. счастливые люди, которые живут рядом с такой красотой. спасибо огромное за экскурсию.
  
Тат_Голубкова   Вторник, 10 Ноября 2009 г. 09:30 (ссылка)
Всю мощь архитектурного замысла возможно поймут наши потомки. Этот собор достоин изучения и толкования переданных нам идей. За прошедшее столетие собор, вырывающийся из окружающей застройки, стал воплощением духа. Особого уважения достойны испанцы, которые невзирая на войны, перемены в идеологии смогли продолжать работу над ним.
  
rozarija25   blagodarnost Вторник, 10 Ноября 2009 г. 10:34 (ссылка)
Bolsoe spasibo.Obozaju raboti Antonio Gaudi
  
Улыбка_Ольга_Н   Вторник, 10 Ноября 2009 г. 10:40 (ссылка)
Спасибо
  
Вячеслав_Бабич   Вторник, 10 Ноября 2009 г. 10:40 (ссылка)
Фанатизм, достойный подражания.
  
Юрий_Стойда   Вторник, 10 Ноября 2009 г. 11:13 (ссылка)
Ждал, Aff, от вас этого фотоальбома, и ожидания оправдались. С душой представлено, чувствуется.
Это не Дом, а величественная скульптура, сравнимая с....
Не с чем её сравнить. Сюрреализм в реальности. Короче, это — не наличники лобзиком на завалинке выпиливать, что собственно тоже не плохо:))
  
leverage   Вторник, 10 Ноября 2009 г. 11:28 (ссылка)
гуд
  
radofanov   Вторник, 10 Ноября 2009 г. 13:01 (ссылка)
Спасибо ! ( Gratia ! )

(Добавил ссылку к себе в дневник)

  
PKFNF   Вторник, 10 Ноября 2009 г. 13:28 (ссылка)
Спасибо большое!
  
Наталья_Шарыгина   Вторник, 10 Ноября 2009 г. 13:43 (ссылка)
Очень, очень красиво! Спасибо. Сохраню.
  
Юрий_Е   Изумительно. Вторник, 10 Ноября 2009 г. 14:05 (ссылка)
Вот почему: глядя на "кубизм" центрального портала этого Храма — видишь Страсти Христовы, а глядя на "классику" нашего ХСС — ничего не говорящее нагромождение фигур. Всётаки — отмечает Господь даром — избранных. Вот только остальным, желающим своё имя — с его помощью — увековечить — не бьёт по рукам блудливым. Дело его, конечно, но зло берёт, чисто человечье. Не на Него, а на "мастеровых" этих, ремесленников, в самом амёбном смысле этого слова.
Слава Богу — есть Гауди.
  
affinity4you   Вторник, 10 Ноября 2009 г. 17:52 (ссылка)
Юрий_Стойда, это последнее что на сегодняшний день нашла у Гауди в хорошем качестве.
Да, это не дом... и больше даже именно сам Гауди, чем памятник архитектуры... если верить написанному о происходящем, пока Гауди строил этот "дворец".... это не просто шедевр, там Гауди раскрылся весь...
Много подробностей мне тут неудалось изложить при создании этого творения... Даже статуи Гауди брал из реальных людей, осла, сову и так далее... ваял изучая мертвых животных.

"В фотостудии Гауди и Описсо установили тщательно продуманную систему зеркал, чтобы получить возможность рассматривать и фотографировать каждый объект с разных сторон. Расположившись в определённом месте, можно было наблюдать модель под пятью различными углами, но и этого было недостаточно. Гауди не хватало рентгеновского аппарата, чтобы видеть скрытый от глаза скелет, каркас. Поэтому он добывал скелеты в городской больнице и подвешивал их, чтобы сфотографировать в разных положениях.

Получив специальное разрешение, Гауди присутствовал при вскрытиях в Hospital de Santa Cruz. «Все мы куклы Господа», — сказал он однажды Матамале.
....
В другой день Гауди пришёл в больницу и спросил, есть ли у них недавно умершие. Медсестра сказала, что этой ночью, слава Богу, никто не умер, но если они с Матамалой желают видеть того, кто как раз сейчас испускает дух, их проводят в палату. Они наблюдали за умирающим человеком, и позже Гауди сообщил, что ему удалось уловить момент, когда душа усопшего присоединилась к Святому семейству."

пусть это дико для нас, наверное, звучит... но тогда многого не знали и то, с какой доскональностью он ко всему относился...
и как ему был дорог этот Собор... что он пытался в него вложить....
  
affinity4you   Вторник, 10 Ноября 2009 г. 17:54 (ссылка)
Юрий_Е, я немножко не поняла вас... :(
"а глядя на "классику" нашего ХСС " — вот тут о чем речь? ....
  
нелико   Вторник, 10 Ноября 2009 г. 18:21 (ссылка)
Величайшее творение века, гениальная личность! Прекрасная подборка, позволяющая в деталях рассмотреть каждый из портиков, иметь представление о внутренностях башен. Благодарю.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

  
Gaaikaa_nakidnaja   Вторник, 10 Ноября 2009 г. 18:39 (ссылка)
мое впечатление,Снаружи аллегория -Ада,внутри -Рая
Вместе-единство мироздания. ИМХО
  
ВЕЧЕРНИК-Д   Вторник, 10 Ноября 2009 г. 19:57 (ссылка)
Восторженный и неповторимый !!!
  
Иван_Победоносов   Вторник, 10 Ноября 2009 г. 20:13 (ссылка)
Уникальная архитектура у этого собора
  
Аноним   Вторник, 10 Ноября 2009 г. 20:15 (ссылка)
Он непревзойден никем!
Это потрясение!
Спасибо!
Душа волнуется!
      |    Не показывать комментарий