Три портрета Леонардо да Винчи

Среда, 18 Ноября 2009 г. 13:37
Цитата сообщения -KRASOTA-
Прочитать целиком
Этот портрет- одна из ранних работ на светскую тему, о которой имеются документы, подтверждающие авторство Леонардо да Винчи.

Жинерва де Бенси вышла замуж в 17 лет 15-ого января 1474 за Луиджи Никколини, который был вдвое старше её. Портрет написан по этому случаю.
Слово-"ginepro"(по итальянски-можевельник), никак не связано ни с фамилией женщины, ни с фамилией заказчика портрета. Можевельник — больше чем декоративный соучасник. Подобно некоторым другим растениям, можжевельник был символ женского достоинства(в данном случае символ целомудрия новобрачной).
Портрет, показывая влияние Старых Голландских мастеров на стиль и технику исполнения природы, демонстрирует связь между женской красотой и достоинством.
Портрет Жинервы де Бенси (Ginerve de'Benci)
~1474-1480гг Национальная Галерея, Вашингтон,США.


Эрнст Саприцкий
Какое строгое лицо!
Как холодна, бесстрастна!
Такая скрутит хоть кого.
Она прекрасна. Что ж с того?
Она еще и властна.
И плотно сомкнутые губы,
Высокомерный взгляд,
Чуть выдающиеся скулы –
Все тот же жесткий ряд.
Она к тому же и умна –
Сквозит в лице порода,
И мощь природой ей дана,
Как дочери народа.
Все Мастер уловил черты.
Хоть на столетья счет,
Но сила этой красоты
По-прежнему влечет.
Как мотыльки летят на свет,
Сгорая на лету,
Так губит красота всех тех,
Кто чтит ее одну.
Кто видит только в ней одной
Весь смысл бытия,
И цели в жизни нет иной,
Чем красота сия.


Предполагается, что портрет был кем-то варварски укорочен в нижней части, где были руки.
Есть продолжение на обороте портрета, который, также является картиной

На искусственном красном мраморе, мы видим лавр, можжевельник и ветви пальмы, связанные с друг другом гирляндой со словами VIRTUTEM FORMA DECORAT: "Красота украшает Достоинство".
Нежный силуэт лица, ветви пальмы (традиционный символ достоинства), красный мрамор, все подчеркивают связь между красотой, достоинством, целомудрием и верностью. Вечнозеленый лавр указывает на стремление Жиневры к поэзии, о котором известно из воспоминаний современников
Но есть версия что гирлянда с надписью, связаны с Бернардо Бембо,тогда Венецианским посолом в Флоренции, который заказал портрет невесты, и в гербе которого присутствовали ветви пальмы.

Сесилия Галлерани была первая любовница Людовико Сфорца, и Леонардо написал ее в виде "Дамы с горностаем".
Позже, её заменила Лукреция Кривелли, и она, как думают, является моделью этой картины.
Портрет Неизвестной ( ??Ла Белл Феррониер) ~1490,Лувр,Париж

Это может быть, или не быть работой Леонардо. Поза жестка, необычна для Леонардо, и женщина более полная, чем обычно — в его портретах. Но в пользу подлинности указывают тщательно написанные детали( ленты на ее плечах и шнуры вокруг шеи), которые напоминают стиль Леонардо.
В девятнадцатом столетии этой работой очень восхищались и много раз копировали, хотя никому не удавалось передать прелестное выражение лица.

Саприцкий Э.Б."Дама с горностаем"
И вот опять полуулыбка
Приходит к нам через века.
Сомнений нет — здесь не ошибка:
Изящно согнутая кисть
И даже поза у зверька
Все говорит — остановись!
То Леонардова рука.
Написан мастерски портрет.
Что выражает этот взгляд?
Вопрос в нем или уж ответ?
Но ведь холсты не говорят.
Прекрасен женственный овал,
Великолепны плечи, грудь…
Был счастлив тот, кто деву знал,
Кому открылась тайны суть.
И ожерелье черных бус
Контрастно оттеняет шею,
И в восхищенье я молюсь,
Завидуя ручному зверю.
Доверчивость души сквозит
Сквозь нежные ее черты
И беззащитность, словно щит,
Спасает деву от толпы.

Портрет наиболее известной любовницы Людовика Сфорцо.
Есть документы подтверждающие автора и то,
что портрет был подарен Сесилии Людовиком в 1491г.
Сесилия, рожденная в 1473 или 1474г, была красавицей, знала латынь, интересовалась философией, понимала искусство, поэзию, прекрасно пела и играла на арфе. Отношения с Людовиком Сфорцо продолжались с 1489г до самой его женитьбы на Беатриче д'Эсте в 1491.
Портрет Дамы с горностаем ( Сесилия Галлерани) ~ 1490
Музей Чарторыжских, Краков, Польша


С одной стороны горностай — намек на фамилию Сесилии, 'Galleriani'- произносится похоже на греческое слово 'galee'(горностай).
С другой — это маленькое существо в Mилане, в то время, считался символом чистоты, достоинства и скромности, поскольку, согласно легенде, ненавидело грязь и ело только один раз в день.
С конца 1480-ых горностай мог также считаться как намек на Людовика Сфорцо, у которого в одном из гербов присутствовал горностай. Таким образом, Людовик, в форме символического животного, мягко дразнит и мягко ласкается в руках Сесилии.
Изображенный зверек не горностай, а фуро — искусственно выведенная порода. У них короткая белая шерсть, они легко становятся ручными и очень ласковы, поэтому богатые дамы любили держать этих дорогих и редких животных.

Рубрики:  Живопись
Художник
История, факты, интересно
Метки:  

Азиз_Каюм   Среда, 18 Ноября 2009 г. 13:46 (ссылка)
Впечатляет.
  
lynn   Заголовок Среда, 18 Ноября 2009 г. 14:23 (ссылка)
Спасибо!
  
Галадриэль_Элен   Среда, 18 Ноября 2009 г. 15:56 (ссылка)
очень интересно,спасибо!
  
алла_разумикина   Среда, 18 Ноября 2009 г. 17:00 (ссылка)
Давно хотела увидеть эти портреты. Замечательные портреты!
  
Skaya_S   Среда, 18 Ноября 2009 г. 22:19 (ссылка)
стихи прекрасны
  
-_honey_trap_-   Пятница, 20 Ноября 2009 г. 01:50 (ссылка)
да... это искусство...
  
ludvik   Воскресенье, 22 Ноября 2009 г. 04:30 (ссылка)
Спасибо!