Брейгель, Питер Старший.Страна лентяев
Откликом на народное восстание, названное иконоборчеством, стала картина "Крестьянский танец", написанная около 1567 года. В основе иконоборчества лежали идеи кальвинизма. Питер Брейгель Старший (1525/30-1569)
Крестьянский танец 1568—69
Музей истории искусств, Вена
"Веселитесь, отдыхайте, вы заслужили это трудом и борьбой с врагами, но не забывайте о церкви " — будто говорит художник.
Скорее всего, это день памяти какого-то святого. Но никаким религиозным «пыланием» он не сопровождается.
Про церковь, виднеющуюся на заднем плане, никто и не вспоминает, увлекшись безудержным танцем
0дин из танцующих беззаботно попирает ногой крест, образованный двумя соломинами
У этого же персонажа на головной убор прицеплена ложка — символ обжорства
Ключ и кошелек, дополняющие платья женщин, — символ корыстолюбия. На земле отчетливо прописана ореховая скорлупа, отсылающая нас к нидерландской пословице о человеке, «променявшем спасение на лесной орех».
У сидящего рядом с волынщиком молодого человека голову венчает шапочка с фазаньим пером, являющимся символом гордыни.
Разгоряченные вином гуляки готовы начать драку (символ грех гнева)
Образ Богородицы прикреплен к стволу дерева. Но сама Богородица забыта крестьянами; религиозный праздник для них — лишь еще один повод выпить и повеселиться
Брейгель, Питер Старший
Притча о слепых 1568г
Музей Каподимонте, Неаполь, Италия
Еще в начале 1560-х годов нидерландцам в полной мере пришлось изведать несчастия, которые обрушили на них испанские власти.
С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок.
В это время и создается картина "Слепые", в которой отчаяние Брейгеля-человека и величие Брейгеля-художника достигли своего наивысшего предела.
Картина посвящена словам Христа в библейской притче о неразумном слепце, который взялся быть поводырем у своих собратьев по несчастью:
"Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму?".
Жуткая вереница бесприютных калек, лишенных не только зрения, но и поводыря, бредет из глубины картины на зрителя медлено и осторожно они идут друг за другом, не подозревая, что их путь ведет в заполненный водой овраг.
Внезапно вожак оступается и падает, и вслед за ним падет идущий следом
Следующий судорожно ищет внезапно исчезнувшую опору опору, уже качаясь и теряя равновесие
Последние пока идут спокойно, ибо еще не ведают о грозящей беде. Их лица полны смирения, едва прикрывающего тупость и затаенную злобу.
Брейгель старается избежать нарочитого драматизма : его персонажам, скорее всего, не угрожает гибель — овраг неглубок. Весь ужас происходящего сконцентрирован не в сюжете, а именно в образах: в неторопливом, след в след, движении к краю ямы, в череде ужасных лиц, подвижных и разнохарактерных, но лишенных какой-либо тени мысли и жизни
Осуждая человечество за суету и порочность, художник противопоставляет ему чистоту и гармонию природы.
Эта картина — последняя из известных ныне сохранившихся работ Брейгеля. Брейгель, умерший в Брюсселе 5 сентября 1569 г. (в возрасте примерно сорока лет), до конца своих дней работал еще над одной картиной, которая , "была самым лучшим из созданных им произведений". Ни сама картина, ни ее описание не дошли до нас, известно только название: "Торжество правды"