На судьбе Кипренского роковым образом сказалось заблуждение, которое он питал относительно своего творчества. Этот замечательный, прирожденный портретист занимался портретной живописью в основном для заработка, а подлинным своим призванием считал историческую живопись Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча). 1819
Для этого портрета художнику позировала десятилетняя девочка Мариучча, к которой художник необычайно привязался и проявлял о ней исключительную заботу. Уезжая из Италии, он устроил её в школу при католическом монастыре, где она и жила.
Вернувшись в Италию, О.A.Кипренский осуществил давно принятое решение — жениться на Мариучче (Анне-Марии Фалькуччи), которую он разыскал. Для этого ему пришлось в июне 1836 г. принять католичество, и в июле он обвенчался без огласки. Девочка в маковом венке1819г
Но жизнь его подошла к концу: он простудился, заболел воспалением легких и скончался через четыре месяца после свадьбы. Спустя еще несколько месяцев, на свет появилась его дочь, Клотильда Кипренская, но след ее безнадежно затерялся «Кипренский делает честь России»,— писал в Петербург Батюшков, который был дипломатическим представителем в Риме. Портрет E.П.Растопчиной. 1809г
Кипренский был первым русским, которому заказали создать автопортрет для галереи Уффици во Флоренции, где были собраны изображения лучших художников мира.
Возвращаясь на родину после пятилетнего пребывания в Италии (1816 — 1822), Кипренский провел около шестнадцати месяцев в Париже.
За шестнадцать месяцев пребывания во Франции (1822 — 1823) Кипренский, несомненно, исполнил ряд произведений, из которых некоторые могли там остаться и нам до сих пор неизвестны. Но одна его работа, входящая в золотой фонд его творчества была написана в Париже,— это портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной. Портрет Екатерины Авдулиной, жены генерал-майора А.И. Авдулина. 1822г.
Среди них известная танцовщица Е. А. Телешева, трагическая актриса Н.С.Семенова. Портрет Е.А.Телешовой. 1828г Портрет Н.С.Семеновой
в роли Сивиллы Дельфийской в опере Г. Спонтини «Весталка» 1828г
Портрет А.И. Молчановой с дочерью. 1814г.
Портрет Натальи Викторовны Кочубей. 1813
Портрет С.С.Щербатовой. 1819г
Портрет графини Софьи Александровны Голенищевой-Кутузовой. 1829
Портрет неизвестной (с косынкой на шее). 1829
Весна 1828 года стала временем надежд для Пушкина, мечтавшего сделать Оленину своей женой. В стихотворении к английскому живописцу Джорджу Дау — создателю портретной галереи героев 1812 года в Зимнем Дворце — Пушкин советует:
Зачем твой дивный карандаш
Рисует мой арапский профиль?
Хоть ты его векам предашь,
Его освищет Мефистофель.
Рисуй Олениной черты.
В жару сердечных вдохновении,
Лишь юности и красоты
Поклонником быть должен гений. Портрет Анны Алексеевны Олениной 1828г
Но не английский, а русский художник, Орест Кипренский, создает ее графический портрет.
Портрет удивительно правдив. И эта правда характера известна нам по дневнику семьи Олениной. Кем же, как не Кипренскому, "волшебнику милому", постоянному посетителю салона и передать красоту Олениной и характер: немного кокетливый, чуть настороженный, но мягкий, добрый, веселый. Портрет А.О.Смирновой.
Портрет Екатерины Семеновны Семеновой в роли Клеопатры.
Портрет Д.Н. Хвостовой. 1814г.
Бедная Лиза
Портрет княгини А.В.Щербатовой
1808г
Портрет Голициной
1815г
Мечтательница
1826-27г
Ворожея со свечой. 1830 Цыганка с веткой мирта. 1819г
Орест Адамович умирает в Риме 5 октября 1836 года в возрасте 54 лет.
20 художников собрали 400 рублей и поставили мраморную плиту в память умершего.
«Знаменитый Кипренский скончался. Стыд и срам, что забросили этого художника. Он первый вынес имя русское в известность в Европе, а его всю жизнь считали за сумасшедшего, старались искать в его поступках только одну безнравственность, прибавляя к ней кому что хотелось», — писал молодой Александр Иванов своему отцу.
Печать в России не поместила даже некролога, хотя многие были искренне опечалены. Неаполитанская девочка с плодами. 1831