Монастырские книгохранилища — это старейшие русские библиотеки. В старину их называли "книгохранительные палаты". На протяжении ряда столетий (до XVII в.) в монастырских и церковных библиотеках был сосредоточен почти весь книжный фонд страны
Соловецкую библиотеку можно сравнить по числу томов только с библиотеками трех монастырей: Троице-Сергиева, Кириллово-Белозерского и Иосифо-Волоколамского. Иоанн Златоуст. Маргарит. Острог, 1595.
В истории нет точных данных о времени создания библиотеки Соловецкого монастыря. Однако, скорее всего, первоначальное ядро этой библиотеки составляли богослужебные рукописные книги, находившиеся в монастыре со времен первых игуменов Павла, Феодосия, Ионы, св. Зосимы.
Экслибрис Досифея в сведениях о написании книги. Кормчая, XV в.
Целенаправленное формирование библиотеки было предпринято игуменом Досифеем (до 1483 года), учеником св. Зосимы и основателем Соловецкой библиотеки. Ученые считают, что Досифей был автором первого русского экслибриса. Надо сказать, что на книгах, принадлежащих библиотеке Соловецкого монастыря, можно увидеть экслибрис не только Досифея, но и знаки о владении книгами других монастырских книжников Экслибрис Досифея
Экслибрис Иоакова. Апостол, 1586 г. Экслибрис Сергея Шелонина. Патерик Иерусалимский, XVII в.
В XVI веке формирование Соловецкой библиотеки шло интенсивно, о чем свидетельствуют сохранившиеся монастырские описи: в 1514 году в библиотеке было 127 книг, к 1597 году их количество возросло до 481 рукописи и 38 печатных книг. Соловецкая библиотека превосходила собрание Троице-Сергиева монастыря, где в это же время было 469 книг. Иоанн Златоуст. Маргарит. Острог, 1595.
В XVII века число рукописей увеличилось вдвое — опись 1676 года фиксирует 978 единиц, число же печатных книг достигло 588 единиц. Одна из печатных книг XVII века — Сборник переводов Епифания Славинецкого. Увеличение рукописей в библиотеке, по-видимому, явилось следствием организации при монастыре книгописной палаты. Точных сведений о начале ее работы не сохранилось, однако первые упоминания датируются серединой XVII века. Сборник переводов Епифания Славинецкого
Среди писцов, наиболее активно занимавшихся перепиской рукописей, упоминаются имена известных соловецких книжников: Феоктиста Москвитина, Калинки Наумова сына Москвитина, Сергия Шелонина, в прошлом московского подьячего Семена, Родиона Сергеева Казанца. Здесь же можно назвать писцов, северян по происхождению: Лазаря Холмогора, священноинока Ельферия из Архангельска, Олешки Подвинянина, Василия (Васки) из Нименги Переплёт Сергея Шелонина. Патерик Иерусалимский, XVII в
Лист рукописи Сергея Шелонина с датой написания. Патерик Иерусалимский
Почерк Сергея Шелонина. Патерик Иерусалимский, XVII в.
Книжники в Древней Руси — это не только авторы — создатели своих творений, но и редакторы, подвергавшие переработке сочинения своих предшественников, и писцы-копиисты, а также собиратели книг и создатели личных библиотек. Евангелие-тетр XVI века из собрания Филиппа Колычева
В библиотеке Соловецкого монастыря сохранилось немало книг, принадлежавших инокам этой обители. Об этом говорят владельческие записи, сохранившиеся на листах книг Владельческие записи.
Репертуар рукописных книг Соловецкой библиотеки довольно широк: кроме богослужебных книг — псалтирей, требников, канонников, обиходников, молитвенников и других, которые насчитывали более 20 названий, второй многочисленной по своему составу была богословская литература. Здесь мы можем встретить сочинения Василия Кесарийского, Иоанна Дамаскина, Иоанна экзарха Болгарского, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Иоанна Златоуста, Дорофея аввы и других отцов церкви. В XVI веке в литературе светского содержания преобладали историко-публицистические произведения, отражавшие изменения в социальной, правовой и политической жизни Русского Государства, в его международном положении. Известен список Истории Иудейской войны Иосифа Флавия XVI века из Соловецкой библиотеки, Временник Георгия Амартола, несколько хронографов и два летописца XVII века Памятники канонического права представлены списками Стоглава, Уложение царя Алексея Михайловича и Духовного регламента Петра I. Дорофей, авва. Поучения, 1614 г.
Комплектование Соловецкой библиотеки шло обычными для монастырских библиотек путями: книги либо покупались в центрах, либо переписывались в специально отведенных для этого помещениях. Однако часто книги жертвовались туда или преподносились в поминовение души. Так, книги в Соловецкую библиотеку дарили члены царской фамилии, титулованые дворяне, государственные и церковные деятели, старцы Соловецкого и др. монастырей: царь Иван Грозный, священник Сильвестр Благовещенский, соловецкие игумены Иаков и Филипп Колычев, Борис Годунов, епископ Филофей, князья И.И. Шуйский и Д.М. Пожарский, архимандрит Дионисий, келари Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын и Александр Булатников. Такие вклады в библиотеку — это роскошные, парадные рукописи со множеством миниатюр и заставками, выполненными изографами царских и митрополичьих мастерских.
Однако жертвовали в Соловецкий монастырь не только известные личности. Много книг было передано от паломников, среди которых были крестьяне, ремесленники и купцы (вкладная запись по листам книги московского купца Василия Варигина).
Письмо Родиона Казанца.Четьи-минеи на сентябрь, 1645 г.
Письмо священноинока Ельферия.Сборник четий-миней, 1658 г.
Образец письма чернеца Василия в приписке. Дорофей, авва. Поучения, 1614 г.
Заставка Апостола, 1586 г. Заставкa в Евангелии Филиппа Колычева
Заставка-рамка с изображением Соловецкого монастыря
в Четье-минее на сентябрь.
Образец орнамента на переплётах рукописных книг Изображение переплета.
Комплектование Соловецкой библиотеки закончилось в XVIII веке: последнее пожертвование в библиотеку было сделано в первой половине XIX века архимандритом монастыря Досифеем (Немчиновым). Многим соловецким инокам принадлежали личные келейные собрания, которые, как правило, поступали в качестве вкладов в Соловецкую библиотеку.