В русское искусство художник Н.К. Рерих (1874-1947) вошел сразу как зрелый мастер.
Академию художеств он окончил дипломной картиной "Гонец. Восстал род на род", которая была горячо встречена И. Репиным и В. Суриковым и с выставки приобретена П.М. Третьяковым.
Вскоре он создает цикл картин под названием "Начало Руси. Славяне". Н.К.Рерих Заморские гости 1901
"Заморские гости" — одна из картин этого цикла, написанная в 1901 году. Она сразу же получила всеобщее признание, и художник сделал с нее несколько повторений. Картина имеет и свой литературный вариант в новелле, написанной Н. Рерихом в 1900 году.
Идолы
Гонец. Восстал род на род
И открываем врата, 1922
Звенигород
Никола Можайский, 1920
В монастыре, 1914 И несем свет, 1922
Пантелеймон-целитель
Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится
Борис и Глеб
Поцелуй земле
Небесный бой
София Премудрость (София), 1932
Ангел последний
Внутренний двор Печорского монастыря, 1903
Суздаль. Монастырь Александра Невского
Строят ладьи
Русский художник С. Маковский отмечал: "У людей на холстах Рериха почти не видны лица. Они — безликие привидения столетий. Как деревья и звери, как тихие камни мертвых селений, как чудовища старины народной они слиты со стихией жизни в туманах прошлого.
На этих холстах, мерцающих темной роскошью древних мозаик или залитых бледными волнами света, человек иногда только мерещится... Но полузримый, невидимый — он везде". Изборск. Крест на Труворовом городище, 1903
Город строят
Святой Сергий Радонежский
Святой Никола
Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь, 1900
Старый Псков, 1904
Славяне на Днепре. 1905
Дозор. 1905
Знамение, 1915
Вестник, 1914
Голубиная книга
Киевская Русь привлекали Рериха в самом начале его творческой деятельности. Выступая в 1898-1899 годы в Петербургском археологическом институте с циклом лекций "Художественная техника в применении к археологии", он говорил: "Для того чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху. Для этого художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей, а в самом деле надо изучать древнюю жизнь, как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь".