Орест Адамович Кипренский (1782-1836) — портретист и исторический живописец,
один из замечательнейших художников, когда-либо являвшихся в России.
Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина, 1827, xолст, масло, ГТГ
Бедная Лиза, 1827, xолст, ГТГ
Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча?), 1819, Холст, масло, ГТГ
Дмитрий Донской на Куликовом поле, 1805. xолст, масло, ГРМ
Молодой садовник, 1817, xолст, масло, ГРМ
Портрет А.О.Смирновой, 1830, xолст, масло,
Республиканский худ. музей Северной Осетии
Портрет Авдотьи Ивановны Молчановой с дочерью Елизаветой, 1814, xолст, масло, ГТГ
Портрет Александра Александровича Челищева. Около 1809. Дерево, масло, ГТГ
Портрет графа Ф.В.Ростопчина, 1809, xолст, масло, ГТГ
Портрет графини Екатерины Петровны Ростопчиной, 1809, xолст, масло, ГТГ
Портрет Д.Н. Хвостовой, 1814, xолст, масло, ГТГ
Портрет датского скульптора Бертеля Торвальдсена, 1833, xолст, масло, ГРМ
Портрет Екатерины Семёновны Семёновой в роли Клеопатры,
xолст, масло, Музей В.А.Тропинина
Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной. 1822. xолст, масло, ГРМ
Портрет князя А. М. Голицына, xолст, масло, ГТГ
Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова,
1809, xолст, масло, ГРМ
Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе, 1804, xолст, масло, ГРМ
Портрет Петра Алексеевича Оленина, 1813, Бумага на картоне, итальянский карандаш, пастель, ГТГ
Портрет Сергея Семёновича Уварова, 1816, Холст, масло, ГТГ
Портрет художника П.В. Басина, 1829, xолст, масло, ГРМ
Он был сын крепостного человека бригадира А. Диаконова — А. Швальбе. Родился в Ораниенбаумском уезде Санкт-Петербургской губернии, 13 марта 1783 г., и крещен в местечке Копорье, от которого получено им прозвище "Копорский", измененное потом в фамилию "Кипренский". Еще в детском возрасте выказал он большую охоту к рисованию, что побудило Диаконова отпустить его на волю и определить, в 1788 г., в воспитанники Императорской Академии Художеств. Обучаясь в ней, своими необычайными артистическими способностями и быстрым их развитием Кипренский приобрел себе особое покровительство тогдашнего президента академии, графа А.С. Строганова . Главными наставниками его здесь были Г. Угрюмов и Д. Левицкий . В 1802 г., за картину: "Филемон и Бавкида", присуждена ему малая золотая медаль и, кроме того, за проект памятника профессору живописи Г. Козлову , он получил одну из больших золотых медалей, пожертвованных графом Строгановым. Окончив в следующем году академический курс со званием художника XIV класса, оставлен при академии в качестве пансионера. В 1805 г. удостоен большой золотой медали за написанную по программе картину: "Дмитрий Донской на Куликовом поле" (находится в музее Академии Художеств), и таким образом приобрел право на поездку в чужие края, с содержанием от правительства; но, по тогдашним политическим обстоятельствам, отправка его туда была отложена. После того он ездил в Москву и находился в Твери, при дворе великой княгини Екатерины Павловны . В 1812 г., за несколько мужских портретов, в том числе за портрет партизана-поэта Д. Давыдова (находится в музее Академии Художеств), возведен в звание академика, а в 1815 г. признан советником академии. В следующем году отправился, наконец, в заграничное путешествие, на счет императрицы Елизаветы Алексеевны , посетил Германию, Швейцарию и Италию и в последней из этих стран приобрел своими портретами такую известность, что удостоился того, что его портрет, написанный им самим по предложению Флорентийской Академии Художеств, был помещен в галерее Уффици, в собрании портретов знаменитых художников.
Возвратился в Санкт-Петербург в 1823 г., но ненадолго, и в 1828 г. снова уехал в Италию, куда влекла его любовь к молодой римлянке, натурщице Анне-Марии Фалькуччи, которая, благодаря ему, была отдана, для образования, в одно из женских учебных заведений этого города. Во время своего отсутствия из Санкт-Петербурга, и вследствие получения Академией Художеств нового штата, переименован из советников в профессоры, в 1831 г. В 1836 г. женился на Фалькуччи, но через 3 месяца умер в Риме, 5 октября того же года. Современники называли Кипренского "русским ван-Дейком", но это название определяет характер его таланта не вполне точно. Начав свою деятельность с подражания учителям своим, Угрюмову и Левицкому, он потом взял себе за образцы Рубенса и Рембрандта и старался, в своих работах, слить воедино лучшие качества их живописи; но вскоре оставил этих мастеров и создал собственный стиль, в котором стремился возможно полно передавать природу и жизнь не только строгой правильностью рисунка и естественностью колорита, но и, главным образом, тщательностью отделки, различной смотря по роду изображаемого вещества, такой, чтобы совершенно скрадывалась работа кисти и получалась полная иллюзия действительности. Во многих случаях Кипренский разрешал эту задачу превосходно; однако, не все его произведения имеют одинаковое достоинство. Особенно силен он был по части портретов, которых написано им очень много и которые, сверх других качеств, вообще отличаются замечательным сходством. Что же касается до его исторических картин, то они свидетельствуют о том, что, при всем своем мастерстве, он не обладал большим даром композиции. Кроме живописи, Кипренский занимался рисованием на камне и издал несколько литографий. Как на лучшие в числе его произведений, можно указать на портреты знаменитого скульптора Торвальдсена и отца художника (в Императорском Эрмитаже), на "Молодого садовника" (там же), "Читателей газет" и "Тибуртинскую Сивиллу" (в московском публичном музее), портреты баснописца Крылова (в Императорской Академии Наук) и "Графини Потоцкой" (в имении графов Потоцких), "Гробницу Анакреона" (у графов Брюлловых, в Санкт-Петербурге) и несколько портретов, собранных графом Третьяковым в галерее, основанной им в Москве.
Marie-Mirabelle Четверг, 14 Января 2010 г. 17:19 (ссылка)
Господи, спасибо Тебе за возможность видеть эти Прекрасные Лица!!!! Как важно их видеть СЕЙЧАС!... Шедевры портретной живописи. Обожаю эти работы с детства... ...
Татьяна_Сокол Четверг, 28 Января 2010 г. 00:49 (ссылка)
affinity4you,
affinity4you Четверг, 28 Января 2010 г. 01:25 (ссылка)