История одной картины... 14. Amedeo Modigliani |
Девяносто лет назад, в этот день, не стало Амадео Модильяни
«Портрет Жанны Эбютерн» 1919
В своей монографии о творчестве художника В. Виленкин сообщает, что Жанна и Амедео встретились и познакомились в июле 1917 года на карнавале. По другой версии художник впервые увидел Жанну Эбютерн в Академии Коларосси и сразу же обратил внимание на маленькую шатенку с тяжелыми косами, отливавшими темным золотом, и прозрачно-бледным лицом. Вскоре Жанна Эбютерн стала его женой и разделила с художником все трудности и невзгоды его неустроенной жизни. На их долю выпали томительные годы нищеты и всевозможных мытарств, гораздо больших, чем для живущих рядом с ними обывателей. К житейским невзгодам прибавлялись еще муки творчества. Но Жанна безропотно, как должное, принимала все, что было для него привычным.
«Портрет Жанны Эбютерн на фоне дверей» — одна из последних работ Амадео. Возможно, самая последняя, и считается одним из лучших произведений Модильяни.
Жанна запечатлена в момент ожидания их второго ребёнка. Одухотворенность образа достигает в этом портрете небывалых высот. Страдающая, но терпеливо несущая свой крест женщина. Хрупкая, беззащитная, обреченная, какой она и была при любых обстоятельствах.
В последних работах Амадео Модильяни «мало что изменилось с точки зрения формы или техники: мы видим лишь более глубокое проникновение в саму сущность человеческих переживаний, и это придает картине особую целостность»
24 января 1920 года Модильяни умер от туберкулёзного менингита в одной из парижских клиник. Жанна долго смотрела на «своего Амедео». Вернувшись домой, она не плакала. Молчала. А на рассвете, в четыре часа утра, когда никто не смог помешать, выбросилась из окна шестого этажа. Вместе с ребенком, которому суждено было погибнуть, не родившись...
Амедео был похоронен в скромной могиле без памятника на еврейском участке кладбища Пер-Лашез; в 1930 году, через 10 лет после гибели Жанны, её останки были захоронены в соседней могиле. Их ребёнка удочерила сестра Модильяни.
Жанна в возрасте 16-ти лет
«Сто великих картин» Н.A.Иoнина, издательство «Вече», 2002
Рубрики: | Живопись Фигуратив Классическое искусство |