«Русские сезоны» были гениальным созданием великого
русского импресарио и патриота нашей страны Сергея
Павловича Дягилева (1872 — 1929). Великая личность,обладатель уникального дара открывать таланты и удивлять мир новизной, С. П. Дягилев привнес в мир искусства новые имена выдающихся хореографов — Фокина, Мясина, Нижинской,Баланчина; танцовщиков и танцовщиц — Нижинского,Вильтзака, Войцеховского, Долина, Лифаря, Павловой,
Карсавиной, Рубинштейн, Спесивцевой, Немчиновой,Даниловой.
Он создал и сплотил замечательную труппу
талантливых кордебалетных артистов, многие из которых тоже стали звездами своего рода. Грациозная Ольга Хохлова вышла замуж за Пабло Пикассо. Красавица Валентина Кашуба была выбрана «Мисс Нью-Йорк». Дягилевская балерина Тамара Жевержеева стала звездой Бродвея, а начинавший как кордебалетный артист киевлянин Сергей Лифарь — директором Парижской Гранд Опера
Выдающиеся композиторы Черепнин, Стравинский, Дебюсси, Прокофьев, де Фалья, Сати, Орик, Набоков -создавали новую и оригинальную музыку для Дягилевских балетов. Великолепные художники своего времени были авторами декораций и костюмов, ставших хрестомaтийными: Александр Бенуа, Леон Бакст, Николай Рерих,Мстислав Добужинский, Наталья Гончарова, Михаил
Ларионов, Пабло Пикассо, Анри Матисс и Наум Габо! Их необыкновенный талант, чувство цвета, пропорций позволяли мастерицам костюмерного цеха творить чудеса.
Особое значение в истории моды имело творчество
уроженца Гродно Леона Бакста (Л. С. Розенберга). Под влиянием восточного и античного стиля Леона Бакста, автора костюмов к
балетам «Карнавал», «Шахерезада», «Синий Бог», «Послеполуденный
сон фавна» и «Дафнис и Хлоя», сформировалось творчество знаменитого парижского кутюрье начала XX века Поля Пуаре. Бакстовские мотивы видны и в работах парижских Домов моды «Пакен», «Сестры Калло», «Дреколь», «Бабани» и многих других. Можно смело утверждать, что благодаря влиянию Дягилевских
русских сезонов в моду 1910-х годов вошли шаровары,
тюрбаны, женские лифчики, подушки, абажуры и даже,позднее, загар! Широкие платья-кринолины к балету Михаила Фокина «Карнавал» стали толчком к созданию модного во время Первой мировой войны силуэта «кринолин военного времени».
Александра Бенуа, одного из главных вдохновителей «Русских сезонов», автора костюмов к балетам «Павильон Армиды», «Сильфиды» и «Петрушка», называют предвестником русского стиля.
Впоследствии это направление отразится в работах талантливой
пары Натальи Гончаровой, например, в балете«Свадебка» и Сергея Ларионова в балете «Шут». Дягилев умел идти в ногу со временем, поэтому в 1924-м году он привлек Коко Шанель к созданию костюмов к балету «Голубой экспресс». Необычайно современными для
своего времени были костюмы к балетам «Матросы» и «Кошечка», выполненные из металла, пластика и ткани по эскизам Наума Габо и Антона Певзнера.
Сергей Павлович Дягилев скончался 19 августа 1929 года в Венеции, в своем любимом городе. На его могиле, ставшей местом паломничества всех любителей балета и русского искусства, начертано: «Венеция — постоянная вдохновительница наших успокоений».
Но само дело С. П. Дягилева не ушло в небытие. Вскоре
после его смерти в Монте-Карло были организованы две балетные труппы, которые состояли в основном из русских артистов-эмигрантов. Они восстановили балеты «Русских сезонов» и повезли их в мировое турне, завершившееся лишь в 1950-м году!