link5848 link5849 link5850 link5851 link5852 link5853 link5854 link5855 link5856 link5857 link5858 link5859 link5860 link5861 link5862 link5863 link5864 link5865 link5866 link5867 link5868 link5869 link5870 link5871 link5872 link5873 link5874 link5875 link5876 link5877 link5878 link5879 link5880 link5881 link5882 link5883 link5884 link5885 link5886 link5887 link5888 link5889 link5890 link5891 link5892 link5893 link5894 link5895 link5896 link5897 link5898 link5899 link5900 link5901 link5902 link5903 link5904 link5905 link5906 link5907 link5908 link5909 link5910 link5911 link5912 link5913 link5914 link5915 link5916 link5917 link5918 link5919 link5920 link5921 link5922 link5923 link5924 link5925 link5926 link5927 link5928 link5929 link5930 link5931 link5932 link5933 link5934 link5935 link5936 link5937 link5938 link5939 link5940 link5941 link5942 link5943 link5944 link5945 link5946 link5947 link5948 link5949 link5950 link5951 link5952 link5953 link5954 link5955 link5956 link5957 link5958 link5959 link5960 link5961 link5962 link5963 link5964 link5965 link5966 link5967 link5968 link5969 link5970 link5971 link5972 link5973 link5974 link5975 link5976 link5977 link5978 link5979 link5980 link5981 link5982 link5983

Волшебная петриковская роспись

Вторник, 16 Февраля 2010 г. 20:30
Цитата сообщения -KRASOTA-
Прочитать целиком
 (587x300, 48Kb)
Село Петриковка в Днепропетровской области — одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Петриковку 230 лет назад основал Петр Калнышевский. И в этом вольном казацком селе возник обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.
 (650x650, 78Kb)
Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали — самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви.

А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой прекращали здороваться, как с чужой.
 (600x600, 39Kb)
 (600x600, 46Kb)
 (600x600, 48Kb)
Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли "чепурушками". Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов двадцатого века. Потом наступила коллективизация, и народное искусство словно померкло. Из жизни ушла радость, а вместе с ней — желание творить красоту. Уже позже, учитель Александр Статева открыл школу и взял в преподаватели последнюю петриковскую "чепурушку" Татьяну Пата. А после войны один из учеников этой школы — Федор Панко — решил целиком посвятить себя народному искусству. Его стараниями в селе создано творческое объединение "Петриковка".
 (600x600, 60Kb)
С этого времени, петриковцы брали участие в росписи павильонов различных выставок и магазинов в Москве и Киеве, и даже в оформлении кают некоторых пароходов, которые курсируют по Днепру. Хотя в этих работах и не угадывается на первый взгляд ничего принципиально нового, но это не совсем так. Расписывая тот или другой, даже самый большой по размерам, общественный интерьер, петриковские мастера переносили, по сути, свой домашний образ в новые помещения, изменяя лишь масштабы до соответствующих размеров. Можно утверждать, что в период с 1960 — 1970 г. в народном искусстве завершилось формирование монументальной декоративной живописи.
 (600x368, 54Kb)
Постепенно из петриковских крестьян выделилась группа полупрофессиональных мастеров, которые расписывало не только интерьеры домов, а и сундуки, народные музыкальные инструменты, сани, веялки, а в начале XX столетии начали делать бумажные малевки.
 (600x600, 32Kb)
Когда в украинском народном творчестве утвердилась подлаковая роспись, мастера декоративной графики вернулись к росписи деревянной посуды, только делают они теперь это иначе. Форму деревянного блюда вытачивают обычно на токарном станке, но профиль не имитирует фаянсовое изделие (как это было раньше), хотя силуэт нового блюда плавностью линий и округлостью формы созвучен гончарным изделиям Полтавской области и юга Украины. Декоративный рисунок выполняется масляными красками на хорошо отполированной поверхности без предварительной прокладки фона. В краски подмешивается немного лака, благодаря чему они становятся прозрачными и сквозь них хорошо просвечивается дерево. Первые такие блюда появились в 1963г.
 (500x500, 52Kb)
Особенность их росписи — в высоком графическом исполнении, в сдержанности цветовой гаммы (красный, желтый, черный цвета) и декоративности всей композиции. Это новая модификация традиционно расписанной посуды на полностью современной основе.
 (600x600, 50Kb)
 (600x600, 49Kb)
 (600x600, 55Kb)
Далеко за пределами Украины известные имена народных мастеров села Петриковки Днепропетровской области. Ажурный, графически четкий орнамент, который в прошлом развивался как настенная роспись и декор бытовых предметов, сегодня широко используется в художественной промышленности, книжной графике, оформлении.
Волшебный петриковский цветок расцвел на замечательному фарфоровом блюде, загадочным узором лег на шелковую ткань, ценным самоцветом засверкал на лакированной поверхности сувенирной шкатулки.
 (600x289, 42Kb)
История орнамента имеет свой пластический язык, технику и свой арсенал художественных образов. Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии все более совершенствовался. Бытовые вещи с петриковской росписью, которые находятся в музеях, относятся к ХVIII-ХІХ столетиям. Сам же орнамент ведет начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилья, начинку и оружие.
 (600x600, 38Kb)
Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, "лучка" или "кучерявки"). Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астри, розы) и луговых (ромени, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда. Характерными являются также изображение листвы, которую называют "папоротником", бутонов и перистой ажурной листвы. Для петриковсих орнаменталистов характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки — все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти. Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.
 (500x500, 41Kb)
 (600x600, 41Kb)
 (300x600, 42Kb)
Петриковские мастера применяют для росписи на бумаге яичную темперу, в настенной росписи — гуашь, яичную темперу и масляные краски на грунте, а на дереве преобладает подлаковая роспись масляными красками. Основными традиционными композиционными сюжетами петриковской росписи являются декоративные панно, которые часто напоминают мануфактурные ковры XIX столетия, "вазон","букет", отдельную "веточку"и "фриз". Эти виды композиций использовались в настенной росписи как компоненты архитектурного декора интерьера.
Katerina Буханцова Леди-осень по мотивам петриковской росписи
 (533x698, 148Kb)
Характерной особенностью традиционной композиции, например, петриковского "букета" есть расположение в его центре трех больших цветков, из сторон которых ответвляются меньшие за размером цветочка и бутоны, которые завершаются грациозно выгнутыми усиками и стебельками луговых трав. Цветное решение такого букета всегда держится на основных акцентирующих пятнах (в данном случае — на трех центральных цветах), которым ритмически отвечают — перекликаются с ним — маленькие цветные пятнышки второстепенных элементов композиции.
 (600x230, 34Kb)
 (600x454, 82Kb)
 (700x335, 34Kb)
Для колорита традиционной петриковской росписи характерное контрастное соединение основных и дополнительных цветов спектра, причем преобладают красные и зеленые краски. Ныне петриковские мастера, которые имеют уже определенное художественное профессиональное образование, часто выполняют свои композиции в теплой или холодной гамме. Интересно отметить, что пишут они от себя, а не к себе, как это делают, например, хохломские мастера декоративной росписи.


Народные промыслы
Рубрики:  История, факты, интересно
Метки:  

людмила_дугина   Вторник, 16 Февраля 2010 г. 20:39 (ссылка)
красиво!спасибо!
  
Николай_Быченков   Вторник, 16 Февраля 2010 г. 20:45 (ссылка)
Красота, а женщина лучше.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

  
Рождена_Весной   Вторник, 16 Февраля 2010 г. 21:14 (ссылка)
Была на выставке Петриковской росписи — уходить не хотелось... от этих изделий исходит особая энергия... хорошо рядом с ними! вот и домой приобрела... спасибо за красивую тему!
  
Татьяна_Сокол   Вторник, 16 Февраля 2010 г. 21:35 (ссылка)
affinity4you, Действительно волшебная!!!
  
KWITKA   Вторник, 16 Февраля 2010 г. 22:01 (ссылка)
СПАСИБО за чудесный экскурс в мир красоты,мастерства и художественного промысла.
  
кай-   Среда, 17 Февраля 2010 г. 07:29 (ссылка)
у меня где-то дома есть такие ложки у бабушки.
  
Eleonora_Krumen   Спасибо....красивые росписные вещи...... Среда, 17 Февраля 2010 г. 11:49 (ссылка)
  
Юхх_Великий   Среда, 17 Февраля 2010 г. 16:04 (ссылка)
я была в петриковке. это не далеко от города, в котором я живу.
у нас тут прям культ этого)
  
Лоррик   Четверг, 18 Февраля 2010 г. 17:38 (ссылка)
Красота необыкновенная.
  
Ямаюсик   Пятница, 19 Февраля 2010 г. 16:12 (ссылка)
и я так умею
  
Брахмани   Четверг, 04 Марта 2010 г. 20:05 (ссылка)
Сказочно!
  
affinity4you   Четверг, 04 Марта 2010 г. 20:35 (ссылка)
Брахмани,
  
LJILJANA   Воскресенье, 13 Июня 2010 г. 22:16 (ссылка)