Кижи — остров на Онежском озере Карелии

Суббота, 20 Февраля 2010 г. 18:38
Цитата сообщения Allois
Прочитать целиком


Кижи: остров на Онежском озере в Карелии, на котором расположен всемирно известный архитектурный ансамбль Кижского погоста, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков, окруженных единой оградой — реконструкцией традиционных оград погостов. 1 января 1966 года на базе архитектурного ансамбля Кижского погоста был основан Государственный историко-архитектурный музей «Кижи». Куда помимо существующих на своих первоначальных местах построек было свезено большое количество часовен, домов и хозяйственных построек из Заонежья и других регионов Карелии. По одной из легенд, Преображенская церковь построена одним топором, который потом мастер выбросил в озеро.



На острове также расположены несколько деревень, которые вместе составляют населённый пункт Кижи.
В 1990 году Кижский погост вошёл в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1993 году указом Президента Российской Федерации архитектурное собрание музея под открытым небом включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Geo club






Впервые Спасский погост в Кижах упоминается в исторических источниках 1496 года. Это был общественный центр крупного территориально-административного округа. Здесь же на острове стояли и культовые строения, но в 1697 году эти церкви сгорели от удара молнии во время сильной грозы.
Восстановление Кижского погоста началось сразу же после пожара. Первой была поставлена Покровская (зимняя) церковь, претерпевшая на своем веку множество переделок и получившая свое завершение к середине 18 века. Первенство сразу уверенно и навсегда утвердила своим появлением в 1714 году двадцатидвухглавая церковь Преображения.
Третье сооружение, которое придает Кижскому комплексу равновесие и завершенность, — стройная колокольня. Она срублена в 1862 году на месте своей предшественницы, разобранной из-за ветхости. Нынешний облик колокольня обрела в 1874 году.
В памятниках архитектуры Кижского ансамбля с наибольшей полнотой воплотились лучшие традиции русских плотников, крестьянский идеал красоты, рожденный в повседневном труде, в постоянной связи с полем, лесом, озером, родной избой.









Множество непосильных тягот вынесли на своих плечах жители обонежских погостов. В середине 17 века правительство возложило на крестьян охрану разоренных шведской интервенцией северных порубежных деревень. Кижский земледелец стал "пашенным солдатом". Тысячи местных крестьян погибли в битвах с иноземцами, отстаивая свои каменистые нивы. Тревожным набатом зазвучали церковные колокола во время Кижского восстания 1769-1771 годов: кижане стали зачинщиками крупнейшего в истории Карелии крестьянского выступления, в котором участвовали русские, карелы, вепсы. Только с помощью оружия правительству Екатерины II удалось подавить восстание.













В 1966 году на кижской земле был открыт Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник. Вся территория острова отдана музею под открытым небом. Сюда свозятся часовни, дома, бани, амбары, риги из различных районов Карелии. Создаются комплексы крестьянских усадеб и даже целых деревень. Любой крестьянский дом в Кижах напоминает о том, что каждая вещь, сделанная руками крестьян, не только полезна, но и красива.
Многотрудная жизнь крестьянина и постоянное стремление его к красоте оставили отпечаток на внутренней обстановке домов, где примитивные орудия труда соседствуют с великолепными образами народного творчества.











В Кижах находится древнейшее деревянное культовое сооружение — церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря на юго-восточном берегу Онежского озера, являющаяся символом основ русского деревянного зодчества. На своих родных местах стоят часовни "кижского" ожерелья — так поэтично названы небольшие часовни в деревнях, живописно раскинувшихся вокруг острова, — Корбе, Подъельниках, Волкострове, Воробьях, Еглово. Часовни тесно связаны с пейзажем: одни из них сливаются с древнейшими языческими рощами, другие являются центром деревни, третьи — своеобразными маяками на берегу озера.
В последние годы в музее проводятся фольклорные праздники и Дни ремесел, где посетитель непосредственно соприкасается с традициями живого народного искусства.























Церковь Преображения Господня (1714 год) — самое знаменитое и выдающееся сооружение ансамбля. 6 июня 1714 года произошла закладка алтаря церкви: "«обложил облыкися сей алтарь … 1714 года июня 6 дня …» гласила надпись на кресте, который находился в алтаре церкви, (Метрика по получению верных сведений о древне-православных храмах Божиих…Олонецкой губернии, 23 марта 1887 года).
Данная церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви — 37 метров. Сруб церкви рублен в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей. По своему типу храм — «летний» неотапливаемый, зимой в нём службу не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены ещё два восьмигранных сруба меньших размеров.



Церковь увенчана 22 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трёхскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Церковь была обшита тесом в начале XIX века, главки покрыты луженым железом. Обшивка была разобрана и восстановлены тесовые и лемеховые кровли во время реставрации 1950-х годов под руководством архитектора А. В. Ополовникова.
Иконостас — четырёхъярусный, составлен из 102 икон. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: вторая половина XVIII века — начало XIX века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко второй половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные.
Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный придел церкви подведён бутовый фундамент на известковом растворе (1870 год). Углы церкви рублены в «обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал рубки — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по бересте. Лемех главок и «бочек» — осиновый.









Покровская церковь в Кижах возводилась рядом с Преображенской. Построена она на полвека позже — в 1764 году. Безымянным зодчим предстояло ответить на вопрос: каким должен быть новый храм, чтобы не потеряться рядом с двадцатидвухглавым чудом Преображенской церкви?
Решение было найдено в некоторой «подчинённости» Покровской церкви: она дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.
Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утонченными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья — церкви Преображения. Преображенская церковь пирамидальна, Покровская же, как бы уравновешивая её композиционно, расширяется кверху в верхней части восьмерика и завершается плавным повалом.
Украшена Покровская церковь весьма скупо. Зубчатый резной фронтонный пояс, вносящий «в монументальное сооружение ноту теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности» (А. В. Ополовников) — один из немногих декоративных элементов этого храма. Однако, и повал, и фронтонный пояс — не только декоративные детали, это ещё и средства защиты от влаги: благодаря повалу кровля выносится дальше от сруба, и дождевая вода не попадает на стены церкви. За каждым же зубчиком фронтонного пояса — желобок, куда собирается дождевая вода, нижние зубчики оснащены водомётами, по которым вода отбрасывается от срубов церкви.
Высокое одномаршевое крыльцо ведёт во внутренние помещения церкви, которых четыре. Они располагаются друг за другом — с запада на восток. Сначала — сени, необходимые в любом северном строении, затем — трапезная.
С XVII века, когда по всей России оживилась земская деятельность и окрепло местное самоуправление, трапезные становятся почти обязательной составляющей зимних церквей. Трапезная — место мирской сходки — суема, на котором жители погоста обсуждали насущные житейские дела, здесь происходили судебные разбирательства, оглашались царские и воеводские указы, выбирались должностные лица и прочее.
Помещение собственно церковное, где служились церковные службы, отличается более высоким потолком. Иконостас Покровской церкви — тябловый. Первоначальный иконостас не сохранился, но известно, что и он был тябловым.
Волна «боголепных поновлений» второй половины XIX века коснулась и Покровской церкви: была растёсана стена между церковным помещением и трапезной, стены оштукатурены, а тябловый иконостас заменён на резной. Нынешний иконостас был реконструирован в 50-е годы XX в.
Самое восточное помещение — алтарь, святая святых каждого храма. Снаружи алтарь выявляется пятигранным срубом — абсидой, на которой находится горизонтально вытянутая бочка, а на ней — десятая глава Покровской церкви.
Небольшие размеры и простота внутренних помещений — характерная особенность северного храма, главное в котором все же внешний облик.
Первоначальный иконостас Покровского храма утрачен. Существующий ныне сделан при реставрации в 1950-е годы из заонежских икон XVII — начала XVIII веков, особо среди них выделяется икона «Чудо о Флоре и Лавре».









Рубрики:  Фото|граф
Страны, города
История, факты, интересно
Метки:  

Саша_Мудрецов   Суббота, 20 Февраля 2010 г. 18:48 (ссылка)
Невероятно красивое место....
  
Tem_Mar   Суббота, 20 Февраля 2010 г. 19:00 (ссылка)
Классно!!!!!=) Спасибо!
  
ZaraDinna   Спасибо!!!!! Суббота, 20 Февраля 2010 г. 19:12 (ссылка)
Неземная красота....
  
Владимир_Шильников   Суббота, 20 Февраля 2010 г. 19:22 (ссылка)
Спасибо за интересный пост!
  
Николай_Быченков   «В Советское время» Суббота, 20 Февраля 2010 г. 19:38 (ссылка)
Был я в Кижах, но в Советское время,
Но вот тогда было хуже друзья,
Брёвна стяжные стояли до неба,
А удалить их нельзя, нет нельзя!!!!!!!!!

(Добавил ссылку к себе в дневник)

  
Александар_Сазанов   Суббота, 20 Февраля 2010 г. 19:38 (ссылка)
красота
  
nero999   Суббота, 20 Февраля 2010 г. 19:45 (ссылка)
Что раньше, что и сейчас — русская нищета прикрытая зодчеством...
  
_-_Stephanie_-_   Суббота, 20 Февраля 2010 г. 21:01 (ссылка)
очень интересно. Давно мечтаю побывать там...
  
Silberfuerst   Суббота, 20 Февраля 2010 г. 21:24 (ссылка)
Спасибо!
  
Татьяна975   Суббота, 20 Февраля 2010 г. 22:34 (ссылка)
Святая красота!
  
bnv_kompas   Воскресенье, 21 Февраля 2010 г. 00:49 (ссылка)
Хороший информативный пост, ну и фотографии подобраны классные, спасибо
  
Татьяна_Сокол   Воскресенье, 21 Февраля 2010 г. 02:02 (ссылка)
affinity4you, Благодарю за экскурсию. Мне очень понравилось.
  
алла_разумикина   Воскресенье, 21 Февраля 2010 г. 02:38 (ссылка)
Карелия — Кижи! Красоты и простор. Кижи — русское начало! Спасибо!:heart:
  
Regina   Воскресенье, 21 Февраля 2010 г. 09:00 (ссылка)
Ой красиво как...
  
Маттиола   Воскресенье, 21 Февраля 2010 г. 13:02 (ссылка)
Очень интересный пост. И как бы ни было нище и голо, русские истоки нашей страны никак нельзя не сохранять, не охранять. Дело даже не с самих постройках, так строили по всей Руси. А в том, что не сохрани этот исток русского духа и засохнет государство, как засоренный ручей...
  
ludamilla   Среда, 24 Февраля 2010 г. 14:34 (ссылка)
Сказочно красиво...
  
affinity4you   Четверг, 25 Февраля 2010 г. 19:40 (ссылка)
Silberfuerst,
  
Виктория_Пшенникова   Суббота, 13 Марта 2010 г. 23:15 (ссылка)
Да нищета -факт!Но так уж повелось на Руси невинная и хрупкая красота соседствует с откровенным быдловством.... Какое счастье, что все же находятся люди с чистым сердцем которые бескорыстно создают такую красоту!!!