К теме Богоматери Ян ван Эйк обращался множество раз. Заказчиком картины был каноник ван дер Пале. Художник Ян ван Эйк (ок.1390-1441)
Мадоннa каноника ван дер Пале
1436г Городской музей, Гронинге (Groeninge), Брюгге,Бельгия
Как и в "Мадонне канцлера Ролина", ван Эйк пытается показать присутствие божественного в действительном мире.
Художник Ян ван Эйк Мадонна канцлера Роллена
~1435г, Лувр, Париж, Франция
Каноник показан в реальном, узнаваемом дворце, в хоре соборной церкви Св. Донацианa в Брюгге, что придаёт реальность Марии с Младенцем. Рядом Св. Георгий и Св. Донациан. Исследователи считают, что картина когда-то висела в, теперь разрушенной, церкви и отражала действительный интерьер Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. Во всех деталях картины ван Эйк добивается впечатления величайшей материальности и вещественной осязаемости.
Буквально ощутима пергаментная кожа старика, каноника ван дер Пале, с ее сухими морщинами и складками или жесткая светящаяся золотым шитьем парча ризы архиепископа Донациана, его митры с драгоценными камнями.
С другой стороны — мир Библии:
милосердный Бог послал сына, Христа Избавителя, в мир -на троне — Мария с Младенцем
по обе стороны трона — изображения Адама и Евы,первых людей нарушивших Завет,
над ними: искупление греха ( Каин, убивающий Авеля) — возможно через власть веры (Самсон, пересиливающий льва).
А в глубине — колонны арок со сценой Авраам жертвует своим сыном Яковом, подчиняясь Богу. А рядом святые (служащие Бога) и смертный (каноник ван дер Пале).
Мария и Младенец смотрят на задумавшегося старика, в руках у них букетик цветов и попугай — намёк на Райский сад
О Мадонне канцлера Ролина будет другой рассказ. Картина дня Религия Символы Портрет