Художник Hubert Robert |
The Pont du Gard
Гюбер Робер (Юбер) (Hubert Robert) (1733-1808), французский художник, мастер классицистического пейзажа руин.
Родился в Париже 22 мая 1733 года в семье слуг дворянского дома. Первоначально получал духовное образование, предполагая стать священником. Однако влечение к искусству привело его в мастерские Академии художеств, где он занимался у Ш. Ж. Натуара. В качестве пенсионера академии жил в 1754-1765 годах в Италии, преимущественно в Риме, путешествовал во стране вместе с Фрагонаром. Познакомился с Пиранези; испытал влияние последнего, а также Дж. П. Паннини. Поэтика руин, исторической бренности формируется уже в его рисунках сангиной, сделанных на вилле д`Эсте под Римом (Лувр). Вернувшись на родину, жил преимущественно в Париже, в 1785-1787 годах зарисовывал древности Прованса; наезжал для работы также и в Нормандию.
Его картины, выставляемые в Салонах ("Римский порт", 1766, Музей школы изящных искусств, Париж; и др.) быстро завоевали популярность. Дидро хвалил его за "прекрасные и величественные руины". Активно разрабатывал модную тему, создавая как штучные произведения, так и циклы, рассчитанные на оформление больших интерьеров ("Интерьер храма Дианы в Ниме", "Храм Юпитера в Риме", 1760-е годы, Лувр; и др.). Органично сочетал элегическую мечтательность образов, тонкие световоздушные и перспективные эффекты с повседневными жанровыми деталями. С годами все активнее обращаясь к окружающей его реальности, стал также одним из лучших мастеров "пейзажа-события" — с изображением значительного публичного происшествия типа стройки или катастрофы ("Пожар в Опере", 1781, "Музей Карнавале", Париж). Принял участие в реконструкции парка в Версале (1775). С 1784 года был хранителем луврской картинной галереи.
Запечатлел ряд эпизодов Французской революции (разрушение Бастилии, королевских надгробий в Сен-Дени и т.п.). Заподозренный в нелояльности к новому режиму, был арестован и заключен в тюрьму. Однако продолжал работать и во время заключения (1793-1794), оставив ряд живописных образов тюремного быта. Вскоре был восстановлен в должности куратора Лувра, который в ту пору преобразовывался из королевского дворца в музей.
Позднее варьировал прежние мотивы, в новых же вещах все чаще сочетал достоверные виды с придуманными деталями ("Разрушение моста Нотр-Дам", 1786-1788, Музей Карнавале, Париж; и др.); иногда склонялся к романтической фантастике, представляя в виде руин вполне сохранные здания (в том числе Лувр). В 1790-е годы написал серию видов Большой галереи Лувра. Его картины украсили многие дворцы, а затем музеи Европы, в том числе и в России, где его вещи охотно приобретали, начиная с эпохи Екатерины II. В старости был практически забыт, однако его образы с их тонким ощущением контрастного взаимодействия разных исторических эпох оказали большое влияние на развитие романтизма.
Умер Робер в Париже 15 апреля 1808 года.
Энциклопедия "Кругосвет"
The Draughtsmanof the Borghese Vase
Avenue in a Park
Washerwomen
Italian Park
Design for the Grande Galerie in the Louvre
Imaginary View of the Grande Galerie in the Louvre in Ruins
The Finding of the Laokoon
Washerwomen below a Bridge
Рубрики: | Живопись Художник |