Художник Левитан Исаак Ильич |
Я люблю пейзажи Левитана:
В них осталась жить его душа.
Вот — чистейшей зелени поляна,
Я стою пред нею, чуть дыша.
Ничего вокруг не замечаю,
Вижу лишь околицу и лес,
И в закат навстречу им шагаю,
Растворившись в золоте небес.
***
Золотом объятые берёзы,
Пруд заглох в дремотной тишине,
От восторга набегают слёзы,
Всё до боли так знакомо мне.
© Copyright: Вера Логовская, 2008
Дуб. 1880
Исаак Левитан — самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы. Начиная работать под руководством Саврасова и Поленова, Левитан вскоре оставил далеко позади своих учителей, навсегда вписав свое имя в пантеон отечественной культуры. Долгое время считалось, что в России нет природы, способной вызвать восхищение и стать темой для серьезного произведения. Вместо природы была лишь серая, безликая масса, тоскливая и бесконечная, как горе людское. Работы русских пейзажистов того времени больше походили на копии итальянских и французcких картин, в которых прежде всего ценилась ясность и эффектность художественного языка. Левитан же избегал изображать внешне эффектные места. Ему это было не нужно. В самом простом деревенском мотиве он, как никто другой, умел найти то родное и бесконечно близкое, что так неотразимо действует на душу русского человека, заставляя его снова и снова возвращаться к картине. Здесь нет "красот природы". Только то, что является одинокому страннику, бредущему от города к городу, от села к селу по бесконечным русским дорогам, влекомому тем "божественным нечто, что разлито во всем, но что не всякий видит, что даже и словом назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а одной лишь любовью постигается..." Только хмурые перелески, бедные поля и покосившиеся избенки, грустящие под ситцевым небом. Словно в насмешку над всеми националистами, тайна русской природы открылась бедному еврейскому юноше, на котором до конца жизни стояло клеймо его происхождения. Левитан наполнил наш бедный пейзаж чувствами, и теперь уже никто не мог отвернуться от средней полосы России — у нее появилось свое неповторимое лицо и неотразимое очарование, перед которым меркли красоты заморских стран. Около картин Левитана невольно вспоминаются слова Чехова из рассказа "Дом с мезонином": "На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, чего-то знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве..." Творческий путь Левитана длился всего около двадцати лет, но за эти годы он создал больше, чем все остальные пейзажисты России вместе взятые. Можно без преувелечения сказать, что после Левитана русский пейзаж стал другим. Левитан умер в 1900 году, став последней ярчайшей фигурой золотого века русской культуры, словно подытожив искания лучших русских умов того времени.©
Венеция. Рива дельи Скьявони. 1890
Ствол распускающегося дуба. 1883-1884
В лесу осенью. 1894
Дуб на берегу реки. 1887
Весна. Большая вода. 1897
Берег Средиземного моря. 1890
В парке. 1880
Весна в Италии. 1890
Весна в Италии. 1890
Весна. Белая сирень. 1890-е
Вечер на Волге
Вечерний звон. 1892
Деревня. Хотьково. 1890-е
Домик с ракитами. Первая половина 1880-х
Заросший пруд. 1887
Крымский пейзаж. 1887
Летний вечер. Река. 1890-1896
На даче в сумерки. 1890-е
Остатки былого. Сумерки. Финляндия. 1897
Папоротники у воды. 1895
Первая зелень. Май. 1883-1888
Перед грозой. 1879
Поезд в пути. 1890-е
Речная заводь (Прудик). Конец XIX века
Серый день. 1888
Тихая обитель. 1890
У берега моря. Крым. 1886
Цветущие яблони. 1896
обратите внимание на подпись картины :)
Рубрики: | Живопись Художник |
Ответ на комментарий affinity4you
Мне нравятся Ваши подборки:) Просматриваю с большим удовольствием