Гжель-синь России

Суббота, 31 Октября 2009 г. 13:52
Цитата сообщения -KRASOTA-
Прочитать целиком
Гжельский промысел — это промысел, сохранивший самобытные традиции, преемственность поколений, создавший свой современный художественный стиль, имеющий художественную школу, кадровое образование и являющийся частью культурного достояния России.
 (336x500, 32Kb)
Гжель является основным центром отечественной высокохудожественной керамики, где сформировались и нашли отражение ее лучшие многовековые черты, связанные с высшими достижениями декоративно-прикладного искусства.

 (700x443, 61Kb)
О древних корнях, о самых первых мастерах история сохранила документы, они начинаются с Духовной Грамоты князя Великого Ивана Калиты, датированной 1339 годом. В археологических раскопках найдены изделия, датированные Vl-м тыс. до нашей эры.
 (457x500, 36Kb)
По историческим документам еще в 1-й половине XIV века Гжель отмечается как центр керамического производства России, который являлся поставщиком гончарной посуды для царева двора.
Вторая половина XVIII века — полуфаянс, полученный как промежуточный материал в поисках рецепта фарфора, расписанный синей смальтой по серому, толстому, пористому черепку. Роспись на квасниках, кувшинах, тарелках носила в начале графический характер, имела вид раскрашенного контурного рисунка.
 (600x421, 30Kb)
Начало XIX века — эпоха фарфора. Фарфор частных заводов Гжели отличался большой яркостью, сочетанием контрастных красок, лубочной трактовкой мотивов, разнообразных форм бытовых предметов.
 (500x481, 36Kb)
На рубеже XIX-XX веков, когда машинное производство стало постепенно вытеснять рукотворные работы, искусство Гжели начинает затухать. В советские годы крупные заводы переориентировались на выпуск технического фарфора.
08102004112400_G5297 (487x476, 78Kb)
В 20-30 годы двадцатого столетия были созданы артели и мастерские. В 1929 году в д.Турыгино организована артель "Вперед, керамика". В 1936 году артель переименована в артель "Художественная керамика" и в дальнейшем преобразована в Турыгинский завод "Художественная керамика".
 (464x447, 66Kb)
Под его руководством и с участием художницы Н.И. Бессарабовой была разработана подглазурная мазковая роспись кобальтовой краской с теневой росписью на фарфоре.
 (613x510, 60Kb)
Стройная художественная система приемов гжельского письма закреплялась в индивидуальных почерках, своеобразных манерах исполнителей.
 (500x361, 28Kb)
Используя в творчестве один и тот же набор живописных элементов, каждый художник создает свой индивидуальный, узнаваемый сюжет росписи: букет или отдельный цветок, архитектурные пейзажи, животный и растительный мир, изображения людей.
 (580x419, 35Kb)
В целом же современные художественно — стилевые особенности росписи представляют собой художественное явление, обладающее ярко выраженным стилистическим единством. Важная особенность в гжельской росписи сине — белого фарфора — живописное начало. Большое значение придается движению кисти, способной создавать множество тончайших градаций синего цвета.
 (669x357, 34Kb)
В росписи применяется широкий кистевой мазок с его переходами от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого. В сочетании с белым фоном рисунок создает ажурный узор на поверхности изделия: в центре — яркое, крупное пятно — изображение цветка, а вокруг легкая россыпь веточек с листьями и ягодками, завитков, усиков, едва различимых, уходящих в белизну фона.
 (461x573, 120Kb)
Основными элементами, составляющими неповторимое своеобразие подглазурной росписи фарфора, являются так называемый кистевой "светотеневой мазок" (мазок с тенями), кистевой мазок одной кистью, ситчик, а также второстепенные: сетки, штриховки, завитки, отводки, усики.
 (554x441, 61Kb)
Кистевой "мазок с тенями", ставший родовой приметой обладателя свидетельства, обладает широким тональным диапазоном: от глубоких и темных тонов до очень светлых и легких, тонов подглазурной росписи.
 (599x399, 78Kb)
Краска наносится на поверхность изделия легким круговым разворотом. В утолщенной части кисти краски больше — кистевой мазок получается темным, насыщенным. Ближе к середине мазок включает различные оттенки синего цвета.
 (301x513, 45Kb)
"Мазок с тенями" образует плотную поверхность синего цвета, контрастирующего с белым фоном. В этом случае особенно важно соотношение белого и синего цветов. Белый фон становится вторым цветом, он также активен, как и сама кобальтовая роспись.
 (318x434, 74Kb)
При "росписи одной кистью" каждый последующий кистевой мазок отличается от предыдущего тональной насыщенностью. Насыщенность синего цвета меняется в зависимости от того, как расходуется краска, набранная на кисть: первые мазки получаются сочными, но по мере убывания краски светлеют.
 (594x470, 59Kb)
Тогда на кисть вновь набирают краску — мазки резко усиливаются, а затем вновь ослабевают. Этот прием чаще используется при изображении многолепестковых цветков. Каждый лепесток отличается насыщенностью синего цвета, а в целом одноцветное изображение получает богатое тональное звучание, что придает росписи особую мягкость.
 (451x469, 54Kb)
Одним из приемов можно назвать использование в росписи тонкого, ювелирного орнаментального узора "ситчик", когда в работу включается не вся кисть, а лишь ее тонкий кончик.
 (504x393, 114Kb)
Традиционный мотив гжельской росписи — птицы и петухи, трактуется как орнамент. Хвост может ассоциироваться с пышным цветком с лепестками различной величины и тональной насыщенности, туловище — бутон с волнистыми краями шея, грудь — каплевидные лепестки.
 (526x533, 60Kb)
Художники и живописцы, создавая свои произведения и украшая их росписью, берут сюжеты и сцены из окружающей природы, но не в коем случае не подражая и не копируя ее, а создают свои самостоятельные декоративные запоминающиеся образы.
 (424x457, 49Kb)
Не менее значительны и второстепенные элементы, входящие в живописные композиции: легкие закручивающиеся усики, спиралевидные завитки, точечные и штриховые заполнения, различного рода росчерки, линейные отводки, узкие пояски простого геометрического орнамента, геометрические сетки.
 (535x473, 55Kb)
Дополнительные элементы придают живописной композиции своеобразный ритм.
 (505x299, 61Kb)
Роспись и форма составляют единое целое в образном решении каждого изделия.
 (334x449, 60Kb)
Подчиняясь форме, роспись дополняет ее, придавая изделию большую основательность, выделяя детали, подчеркивая форму, оживляя лепные детали, порой дополняет то, что было недосказано в пластике.
 (628x580, 118Kb)
Гжельский фарфор с хохломским орнаментом Изделия, над созданием которых работали два предприятия народных художественных промыслов России — Объединение Гжель (изготовление фарфоровой формы изделия без росписи — белья) и Хохломская роспись (создание орнамента).
Эти фарфоровые изделия отличаются высокохудожественной росписью и повышенной долговечностью использования.
 (700x289, 81Kb)
2291 (700x425, 104Kb)
 (698x369, 110Kb)
Искусство создания высокохудожественных фарфоровых изделий приобрело сложный, пространственный, живописный скульптурный характер. Сейчас художники считают себя вправе не ограничиваться функциональностью изделий, а стремятся к созданию изделий эмоционально насыщенных, способных не только украсить, но и преобразить наш быт.
 (699x504, 130Kb)
Технология производства Гжели
Рубрики:  История, факты, интересно
Метки:  

Nomo_Familiano   Суббота, 31 Октября 2009 г. 14:07 (ссылка)
сразу видно, что о современном состоянии дел там..
пишет человек, не имеющий об этом представления...
  
ANDREI-STOLIAR   Суббота, 31 Октября 2009 г. 18:26 (ссылка)
affinity4you, очень интересный пост,спасибо!!!
  
борисюлька   Суббота, 31 Октября 2009 г. 20:56 (ссылка)
Очень красивая посуда!!!
  
zimelena   Суббота, 31 Октября 2009 г. 21:18 (ссылка)
ах. где был этот материал пару месяцев назад, когда я писала работу на эту тему для моей дочери!
Шикарно!!
  
алла_разумикина   Воскресенье, 01 Ноября 2009 г. 08:53 (ссылка)
Чудо России! Такое великолепие. Гжель России — наша национальная гордость. Спасибо, "Красота", и Мусенька за удивительный и прекрасный пост!
 (699x466, 89Kb)