• Человеческие паттерны или фотосюр от Claudia Rogge |
Московский музей современного искусства в сотрудничестве с галереей pARTnerprojectоткрывает первую в России персональную выставку Клаудии Рогге (Claudia Rogge), известного фотохудожника из Дюссельдорфа. «Ретроспектива» представляет около 30 фотографий большого формата, а также инсталляцию, которая отражает увлечение автора темой индивидуальности и толпы. Куратор проекта — Дэвид Гэллоуэй (David Galloway), историк современного искусства, художественный критик (ARTnews, International Herald Tribune), редактор журнала Art in America, куратор интернациональных выставок и бывший главный куратор Музея современного искусства Тегерана.
Составляя свои филигранные фотографические композиции, Клаудиа Рогге выступает одновременно в роли постановщика, хореографа и коллажиста. Каждая новая серия работ обычно начинается с многочасовой фотосессии, во время которой автор делает более 2.000 снимков, а затем монтирует отобранные работы на компьютере, собирая отдельные уникальные моменты в групповое представление. Рогге просит своих натурщиков повторять одни и те же задания или действия: падать на землю или тянуться к небу, выполнять акробатические трюки или укачивать воображаемого младенца. Так, в серии работ «Битва» (“Battle”) участникам предложили кидать друг в друга перезрелыми помидорами, а в другой серии модели прыгали через горы мыльной пены. Танец, театр и, самое главное, опера становятся важнейшими источниками вдохновения для Клаудии Рогге.
Для своего языка художник разрабатывает серьезную теоретическую основу, возникшую в результате изучения социологии и теории коммуникаций в Берлине и Эссене, где Клаудиа начинала работать с видео. «Я была потрясена идеей массовых действий — парадов, хоровых выступлений, митингов, толпами беженцев, футбольных фанатов, эмигрантов», — говорит автор. Опираясь на труды Зигфрида Кракауэра и Элиаса Канетти, Клаудиа Рогге создала собственную «эстетику единообразия».
Первые видео Клаудии получили одобрение критиков, но широкая известность пришла к ней только в 2002 году, после проекта «Толпа» (“Mob”), говорившего одновременно об изменчивости и бесконтрольности человеческих масс. Рогге возила по Европе грузовик, в прозрачный кузов которого поместили 5.000 кукольных голов, и снимала его в известных туристических местах. Эта передвижная инсталляция стала прелюдией к первой серии фотографий «Взаимоотношения» (“Rapport”), где повторяющиеся человеческие фигуры составляли геометрический узор. За этими элегантными, но довольно статичными работами вскоре последовала серия «Единообразие» (“Uniform”), драматические композиции которой испытали влияние перформанса.
Ретроспективная выставка в Московском музее современного искусства представляет эволюцию «эстетики единообразия» в творчестве Клаудии Рогге — от ранних декоративных работ до примеров удивительной визуальной хореографии, с помощью которой художник исследует театр человеческой жизни.
Нефильтрованная красота
Рубрики: | Фото|граф Нефильтрашка |