Финифть — русское название эмали, происходит от греческого "фингитис", что означает "светлый, блестящий камень".
Ростовская финифть — изделия с миниатюрной живописью по эмали, являющиеся традиционным русским народным художественным промыслом.
Один из наиболее интересных и ярких видов миниатюрной живописи, который всегда относился к элитарным видам искусства.
Элитарный, эксклюзивный характер эмалевых миниатюр определяется с одной стороны высоким живописным мастерством художника по эмали, а с другой — чрезвычайно сложным и трудоемким процессом их изготовления.
Самое первое упоминание о русской финифти мы встречаем в Ипатьевской летописи, датированной 1175 годом. В Древней Руси цветные эмали считались одним из самых дорогих и красивых материалов, техника изготовления которых была заимствована из Византии.
Со временем искусство эмали приобрело чисто русские национальные черты, изменилось на русский лад и само название этой техники: из греческого "фингитис" (белый камень) превратилось сначала в "финипт", а затем в "финифть".
Основой финифтяного изделия служит медная пластинка, которая вырезается по размерам и форме будущего произведения, на которую наносится эмаль — особая стекловидная масса, истертая в порошок. Затем пластинка помещается в муфельную печь и обжигается.
Эмалевый порошок тонким слоем покрывает всю пластинку и прочно сплавляется с нею. Затем поверхность пластины расписывается особыми надглазурными красками, причем все они, будучи в порошкообразном состоянии, имеют цвет, значительно отличающийся от того, который получается после обжига.
В этом и заключается самая большая трудность для художника: он очень тонко должен чувствовать, какой плотности нужно наносить мазок, какие краски смешивать, чтобы достичь желаемого цвета и тона.
Поэтому финифтяные пластинки расписываются — с последующим обжигом — три, четыре и более раз. Прошедшие через огонь краски веками не теряют яркость и блеск.
В XVIII столетии основным центром миниатюрной росписи по эмали становится Ростов Великий. Многие поколения мастеров сохранили древние традиции и донесли это истинно народное искусство до наших дней.
С тех далеких времен и до сей поры оно известно как "Ростовская финифть". Оно прошло сложный путь развития с периодами расцвета и упадка, но, как один из самых интересных народных промыслов, сохранилось до наших дней.
Ростов и поныне остается единственным центром производства расписной финифти в нашей стране.
В оформлении финифти применяется скань — тонкий и изящный по рисунку орнамент, выполненный из сканой (крученой) проволоки, напоминающей по виду плетеное кружево.
В 1960 году артель мастеров эмалевой миниатюры была преобразована в фабрику "Ростовская финифть", которая на сегодняшний день является единственным предприятием с таким профилем деятельности в России.
Мастера эмалевой миниатюры создают ювелирные украшения, шкатулочки, зеркала, коробочки, визитницы, миниатюрные портреты и панно
Богатая красочная гамма в сочетании с тонкой филигранью из посеребренной меди и серебра несут в себе тепло ручного труда, такого редкого и ценного в наш современный технический век