Алексеев Федор, основоположник городского пейзажа |
Алексеев Федор Яковлевич (1753 или 1754–1824), русский художник, основоположник городского пейзажа в русской живописи нового времени. Родился в Петербурге в семье сторожа Академии наук. Учился в петербургской Академии художеств (1766–1773). В качестве академического «пенсионера» жил в Венеции (1773–1777), где испытал большое влияние ведутизма (т.е. топографически-точной пейзажной манеры) Дж.А.Каналетто. По возвращении в Петербург первоначально служил декоратором при театральном училище (1779–1786). Завоевал успех копиями Каналетто, а также Б.Белотто, Г.Робера и Ж.Верне из собрания Эрмитажа и благодаря этому смог перейти к более самостоятельной работе.
В его собственном творчестве искусство «черчения перспективы» для театра органично превратилось в самостоятельный пейзаж, полный света и воздуха. Картины свои Алексеев писал на основе детально проработанных акварельных этюдов с натуры. Присущая его манере строгая классицистическая гармония ярче всего проявилась в образах Петербурга, написанных в прохладной, серебристой гамме и внушающих чувство спокойного и мажорного величия (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794, Третьяковская галерея, Москва; и др.). В 1795 писал пейзажи Причерноморья и Крыма (в память о путешествии Екатерины II на юг в 1787), интересуясь в первую очередь не природой или древностями, а бурно растущими городами вроде Николаева или Херсона.
С 1800 (сперва по заданию Павла I) создавал и московские ведуты, отмеченные той же четкостью архитектурных ракурсов, но более теплые по колориту; из этих вещей до нас дошла Красная площадь с собором Василия Блаженного (1800–1802, Музей Института русской литературы Академии наук, Петербург), а также ряд акварелей. После 1812 писал исключительно новую столицу на Неве, достигая все более тонких световых эффектов (Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова, 1810-е годы, Русский музей, Петербург). С 1803 преподавал «перспективную живопись» (пейзаж) в Академии художеств; среди его учеников были Сильвестр Ф.Щедрин и М.Н.Воробьев.
Умер Алексеев в Петербурге 11 (23) ноября 1824.источник
View of Moscow
Feast of the Icon of Our Lady of Kazan in Red Square
Interior of the Cathedral of Resurrection of Christ in New Jerusalem (View of the Cubiculum in the Rotunda of the Cathedral)
Bell-Tower of Ivan the Great
Boyar Ground in the Moscow Kremlin
Cathedral of St Basil the Blessed and the Saviour Gate
Illumination in Sobornaya Square in Honour of Emperor Alexander Is Coronations
Military Hospital at Lefortovo
Monastery of the Trinity and St Sergius
Monastery of the Trinity and St Sergius. View of the Dormition Cathedral Bell-Tower and Refectory Chamber
New Jerusalem. Cathedral of the Resurrection of Christ
Panoramic View of Kolomenskoye
Panoramic View of Tsaritsyno
Strastnaya (Passion) Square (Triumphal Gates Church of St Demetrius of Thessalonica and Kozitskayas Mansion)
View of Moscow from the Trinity Gates in the Kremlin (View of Moscow University)
View of Sobornaya Square (Faceted Chamber Dormition Cathedral and Ivan the Great Bell-Tower)
View of the Cathedral of St Basil the Blessed from Moskvoretskaya Street
View of the Church of Behind the Gold Railing and the Terem Palace (The Saviour Cathedral and Boyar Ground)
View of the Church of Our Lady of Greben and Vladimir (Nicholas) Gate in Kitai-Town
View of the Church of St Nicholas the Large Cross on the Ilyinka
View of the Foundling Hospital
View of the Resurrection Gate and Neglinny Bridge from Tverskaya Street
View of the Senate Arsenal Buildings and St Nicholas Gate in the Moscow Kremlin
View of the Terem Palace and Cathedral of Our Saviour
Рубрики: | Живопись Художник Страны, города |
Исходное сообщение affinity4you
Алексеев Федор Яковлевич (1753 или 1754–1824), русский художник, основоположник городского пейзажа в русской живописи нового времени. Родился в Петербурге в семье сторожа Академии наук. Учился в петербургской Академии художеств (1766–1773). В качестве академического «пенсионера» жил в Венеции (1773–1777), где испытал большое влияние ведутизма (т.е. топографически-точной пейзажной манеры) Дж.А.Каналетто. По возвращении в Петербург первоначально служил декоратором при театральном училище (1779–1786). Завоевал успех копиями Каналетто, а также Б.Белотто, Г.Робера и Ж.Верне из собрания Эрмитажа ...