link11288 link11289 link11290 link11291 link11292 link11293 link11294 link11295 link11296 link11297 link11298 link11299 link11300 link11301 link11302 link11303 link11304 link11305 link11306 link11307 link11308 link11309 link11310 link11311 link11312 link11313 link11314 link11315 link11316 link11317 link11318 link11319 link11320 link11321 link11322 link11323 link11324 link11325 link11326 link11327 link11328 link11329 link11330 link11331 link11332 link11333 link11334 link11335 link11336 link11337 link11338 link11339 link11340 link11341 link11342 link11343 link11344 link11345 link11346 link11347 link11348 link11349 link11350 link11351 link11352 link11353 link11354 link11355 link11356 link11357 link11358 link11359 link11360 link11361 link11362 link11363 link11364 link11365 link11366 link11367 link11368 link11369 link11370 link11371 link11372 link11373 link11374 link11375 link11376 link11377 link11378 link11379 link11380 link11381 link11382 link11383 link11384 link11385 link11386 link11387 link11388 link11389 link11390 link11391 link11392 link11393 link11394 link11395 link11396 link11397 link11398 link11399 link11400 link11401 link11402 link11403 link11404 link11405 link11406 link11407 link11408 link11409 link11410 link11411 link11412 link11413 link11414 link11415 link11416 link11417 link11418 link11419 link11420 link11421 link11422 link11423

Стеклянная гармоника

Среда, 14 Апреля 2010 г. 22:55
Цитата сообщения -KRASOTA-
Прочитать целиком
Стеклянная гармоника — редкий музыкальный инструмент, состоящий из стекляных полусфер различного размера, нанизаных на металлический стержень, укрепленный в ящик-резонатор с водой и уксусом таким образом, что сферы лишь наполовину в него погружены.
 (700x695, 148Kb)
Стеклянная гармоника известна в Европе с середины XVII века. Тогда играли на тридцати-сорока стаканах, прикасаясь к краям которых, исполнитель извлекал такие легкие, неземные звуки, будто на землю падают стеклянные шарики.

В 1744 году ирландец Ричард Пакрич совершил триумфальное турне по всей Англии с новым, усовершенствованным инструментом, который он назвал «серафим» или «музыкальные стаканчики».
Успех был так велик, что уже через пару лет в Лондоне выступил солистом на этом инструменте Кристоф-Виллибальд Глюк. Он исполнил «концерт на двадцати шести стаканчиках, настроенных вешней водой».
"Dance of the Sugar Plum Fairy" on the Glass Armonica


Прибывший в 1757 году в Лондон в качестве посла Соединенных Штатов Бенджамин Франклин был захвачен всеобщим увлечением стеклянной гармоникой. Его изобретение сделало этот инструмент еще более популярным.
Стаканчики Франклин заменил полусферическими чашечками, нанизанными на железный вал. Нижний край чашечек погружался в корытце с водой и при вращении вала, приводимого в движение педалью, равномерно увлажнялся. Прикосновение пальцев к влажным краям чашечек порождало нежный и приятный звук.
 (525x700, 105Kb)
Стеклянная гармоника покорила Европу. Слепая музыкантша Марьянна Кирхгеснер, посетив в 1791 году Вену, так пленила своей игрой Моцарта, что он тут же написал сочинение для стеклянной гармоники, флейты, гобоя, альта и виолончели.
Для этого инструмента писали Бетховен и Рихард Штраус, его небесным звучанием восхищались Паганини и Гёте.
 (450x50, 8Kb)
Но несмотря на это, в те времена считалось, что его звук слишком сильно действует на душевное состояние людей, пугает животных, вызывает преждевременные роды и даже приводит к расстройству рассудка.
Поэтому в некоторых городах Германии гармоника была запрещена законом. Зато знаменитый австрийский психиатр Месмер, живший в конце XVIII — начале XIX века, использовал ее для успокоения пациентов перед исследованием.
 (699x466, 81Kb)
В начале ХХ века искусство стеклянной гармоники было утеряно, и интерес к ней возродился лишь недавно.
Интересно, что в произведении американского композитора XX века Джорджа Крама этому инструменту доверено исполнять не что-нибудь, а голос самого Бога.
 (604x643, 87Kb)
Антон Рубинштейн использовал стеклянную гармонику в «Демоне», чтобы создать ощущение необычайного, таинственного и «фантастического» в звучании оркестра.
А Михаилу Глинке она пригодилась в опере «Руслан и Людмила» — для достижения сказочного колорита.
Glassharmonica / Crystal Silence (Chick Corea) by Thomas Bloch


Когда секрет игры на стеклянной гармонике был утерян, ее стали заменять другими инструментами.
Но в 2003 году режиссер Александр Ведерников поставил оперу Глинки в Большом театре и решил вернуть стеклянную гармонику на ее законное место.
 (450x50, 8Kb)
За неимением аутентичного инструмента партию гармоники исполнили музыканты Игорь Скляров и Тимофей Винковский — соответственно на стеклянной арфе (Glass Harp) и веррофоне (Verrophone).
История вещей
Рубрики:  История, факты, интересно
Метки:  

Студия_ТНС   Среда, 14 Апреля 2010 г. 23:34 (ссылка)
Спасибо!!!
  
Irish_I   Четверг, 15 Апреля 2010 г. 00:08 (ссылка)
Спасибо, так интересно! Сказочные звуки, невероятно!
  
Kisa50   Четверг, 15 Апреля 2010 г. 10:25 (ссылка)
Спасибо большое!!! Очень интересно!Забираю.
  
анжи145   Четверг, 15 Апреля 2010 г. 10:28 (ссылка)
Оригинально, спасибо.
  
soul-for-tea   Четверг, 15 Апреля 2010 г. 12:56 (ссылка)
танец феи Драже... одна из любимейших композиций.. спасибо, очень красивые звуки
  
bnv_kompas   Четверг, 15 Апреля 2010 г. 22:43 (ссылка)
У нас в Питере около Русского музея на наб. канала Грибоедова в прошлом году мужик стоял с чемоданом, в котором много бокальчиков разного размера. И он на них играл! Собирался народ, слушал, это так звучало на фоне всей этой классики и Спаса-на-Крови..
Так несколько дней, я по дороге на работу всегда подходила послушать
  
sherhan1   Пятница, 16 Апреля 2010 г. 15:54 (ссылка)
идеальное сходство и гармония :) Брно
  
Лиза_Ветта   Пятница, 16 Апреля 2010 г. 16:49 (ссылка)
Всегда думала, что танец феи Драже исполняют на челесте. Спасибо!