Слово «маскарон» (фр. mascaron, итал. mascherone) пришло из терминологии архитектурной декорации, а его корень «маска» (позднелатинское mascus, maska — дух, призрак) — напоминает, что функция маскаронов изначально сакральная: они обереги, апотропеи греческих храмов, «отвратители» зла.
Сцена поединка героя с чудовищем, голова горгоны Медузы (взгляд которой все превращал в камень) были подобны зеркалу, глядя в которое, «ужасное» отступало от святого места, увидев само себя.
Достаточно рано маскароны стали декоративной деталью архитектуры — так выглядели акротерии, ставившиеся по углам зданий.
На греческом Востоке уже в III веке до н.э. на замковых камнях, «державших» арку, — стали помещать лики и даже целые фигуры.
В Риме замковые камни триумфальных арок украшались фигурами богини Виктории и ликами богов, а также и портретами императоров.
Римская история маскаронов, видимо, объясняет такие значения слова «маска», как «призрак» или «дух» — в домах родовитых римских граждан хранились десятки портретов предков в виде погребальных масок или в виде бюстов.
Маскароны — театральные маски в позднем Риме — украшали саркофаги: темы театра и смерти сопутствовали друг другу. источник
Это связано и с плодородием, о котором «заботился» бог Дионис (театральные представления в Афинах — часть религиозных церемоний в честь Диониса; они были сродни жреческому действу) и боги земли, и возможно, по ассоциации — с тем, как человек, оказавшийся в кругу жизни и изменчивых состояний, то есть надевая постоянно маску, только в смерти обретает истинное свое лицо.
В Средние века маскароны можно было встретить на некоторых постройках, иногда просто вставленными в стены домов, по сторонам порталов соборов и в капителях колонн.
Чаще всего они изображали аллегории христианских добродетелей и смертных грехов.
В эпоху Возрождения история маскаронов пополнилась еще одним сюжетом — маскаронами-гротесками.
Художников и скульпторов XVI столетия восхитили чудесные росписи, обнаруженные в гротах под строящейся виллой Фарнезиной, — из тонких колонок прорастали побеги растений, в бутонах которых прятались лица, фигурки превращались в растения, растения — в архитектуру, архитектура — в цветы.
В эпоху барокко без маскаронов не обходилась декорация почти ни одного дома. Львиные маски, лики Медузы, головы варваров с суровыми лицами и спутанными волосами, гротески (например виноградные листы, в которых проступали человеческие черты), аллегории разных эмоций и характеров — смеющиеся, гримасничающие, страдающие — в замковых камнях над порталами, окнами, по карнизам вместе со статуями атлантов, кариатид, рельефами, изгибающейся линией фасада, каменными гирляндами фруктов и цветов составляли эмоциональный живой и эффектный «портрет» дома.
«Репертуар» маскаронов, утвердившийся в классицизме XVIII века, стал основным в европейской и русской архитектуре до самого конца XIX века, до эпохи модерна, когда обогатился безымянными женскими лицами — неким абстрактным образом истомы, женственности, тайны, странными существами в странных головных уборах (например, с крыльями летучих мышей), головами египетских богинь.
Они должны были рождать чувство загадки, превращаясь в хтонических и злобных существ, живущих параллельно реальности, в загадочном мире снов. Архитектура Фотографии История слов Мифология Красота