link1360 link1361 link1362 link1363 link1364 link1365 link1366 link1367 link1368 link1369 link1370 link1371 link1372 link1373 link1374 link1375 link1376 link1377 link1378 link1379 link1380 link1381 link1382 link1383 link1384 link1385 link1386 link1387 link1388 link1389 link1390 link1391 link1392 link1393 link1394 link1395 link1396 link1397 link1398 link1399 link1400 link1401 link1402 link1403 link1404 link1405 link1406 link1407 link1408 link1409 link1410 link1411 link1412 link1413 link1414 link1415 link1416 link1417 link1418 link1419 link1420 link1421 link1422 link1423 link1424 link1425 link1426 link1427 link1428 link1429 link1430 link1431 link1432 link1433 link1434 link1435 link1436 link1437 link1438 link1439 link1440 link1441 link1442 link1443 link1444 link1445 link1446 link1447 link1448 link1449 link1450 link1451 link1452 link1453 link1454 link1455 link1456 link1457 link1458 link1459 link1460 link1461 link1462 link1463 link1464 link1465 link1466 link1467 link1468 link1469 link1470 link1471 link1472 link1473 link1474 link1475 link1476 link1477 link1478 link1479 link1480 link1481 link1482 link1483 link1484 link1485 link1486 link1487 link1488 link1489 link1490 link1491 link1492 link1493 link1494 link1495

Маскароны-обереги античных храмов

Пятница, 05 Ноября 2010 г. 23:33
Цитата сообщения -KRASOTA-
Прочитать целиком
Слово «маскарон» (фр. mascaron, итал. mascherone) пришло из терминологии архитектурной декорации, а его корень «маска» (позднелатинское mascus, maska — дух, призрак) — напоминает, что функция маскаронов изначально сакральная: они обереги, апотропеи греческих храмов, «отвратители» зла.
 (605x448, 135Kb)
Сцена поединка героя с чудовищем, голова горгоны Медузы (взгляд которой все превращал в камень) были подобны зеркалу, глядя в которое, «ужасное» отступало от святого места, увидев само себя.

 (539x699, 183Kb)
Достаточно рано маскароны стали декоративной деталью архитектуры — так выглядели акротерии, ставившиеся по углам зданий.
На греческом Востоке уже в III веке до н.э. на замковых камнях, «державших» арку, — стали помещать лики и даже целые фигуры.
В Риме замковые камни триумфальных арок украшались фигурами богини Виктории и ликами богов, а также и портретами императоров.
 (651x528, 199Kb)
Римская история маскаронов, видимо, объясняет такие значения слова «маска», как «призрак» или «дух» — в домах родовитых римских граждан хранились десятки портретов предков в виде погребальных масок или в виде бюстов.
Маскароны — театральные маски в позднем Риме — украшали саркофаги: темы театра и смерти сопутствовали друг другу. источник
 (605x508, 159Kb)
Это связано и с плодородием, о котором «заботился» бог Дионис (театральные представления в Афинах — часть религиозных церемоний в честь Диониса; они были сродни жреческому действу) и боги земли, и возможно, по ассоциации — с тем, как человек, оказавшийся в кругу жизни и изменчивых состояний, то есть надевая постоянно маску, только в смерти обретает истинное свое лицо.
 (615x584, 192Kb)
В Средние века маскароны можно было встретить на некоторых постройках, иногда просто вставленными в стены домов, по сторонам порталов соборов и в капителях колонн.
2671_Koln-126 (547x657, 154 Kb)
Чаще всего они изображали аллегории христианских добродетелей и смертных грехов.
 (529x699, 164Kb)
В эпоху Возрождения история маскаронов пополнилась еще одним сюжетом — маскаронами-гротесками.
Художников и скульпторов XVI столетия восхитили чудесные росписи, обнаруженные в гротах под строящейся виллой Фарнезиной, — из тонких колонок прорастали побеги растений, в бутонах которых прятались лица, фигурки превращались в растения, растения — в архитектуру, архитектура — в цветы.
 (649x467, 178Kb)
В эпоху барокко без маскаронов не обходилась декорация почти ни одного дома. Львиные маски, лики Медузы, головы варваров с суровыми лицами и спутанными волосами, гротески (например виноградные листы, в которых проступали человеческие черты), аллегории разных эмоций и характеров — смеющиеся, гримасничающие, страдающие — в замковых камнях над порталами, окнами, по карнизам вместе со статуями атлантов, кариатид, рельефами, изгибающейся линией фасада, каменными гирляндами фруктов и цветов составляли эмоциональный живой и эффектный «портрет» дома.
 (648x464, 141Kb)
 (649x395, 129Kb)
 (650x432, 140Kb)
 (650x447, 151Kb)
«Репертуар» маскаронов, утвердившийся в классицизме XVIII века, стал основным в европейской и русской архитектуре до самого конца XIX века, до эпохи модерна, когда обогатился безымянными женскими лицами — неким абстрактным образом истомы, женственности, тайны, странными существами в странных головных уборах (например, с крыльями летучих мышей), головами египетских богинь.
 (552x699, 163Kb)
 (588x699, 171Kb)
Они должны были рождать чувство загадки, превращаясь в хтонических и злобных существ, живущих параллельно реальности, в загадочном мире снов.
 (700x517, 202Kb)
Архитектура
Фотографии
История слов
Мифология
Красота
Рубрики:  История, факты, интересно
Метки:  


Роза_Щупак   Пятница, 12 Ноября 2010 г. 17:54 (ссылка)
Спасибо ! Очень интересно.
  
Juliana-Juliana   Понедельник, 15 Ноября 2010 г. 11:46 (ссылка)
Благодарю! очень интересный пост!
  
ТаМаРа_ТАРАНЬжина   Четверг, 16 Декабря 2010 г. 22:04 (ссылка)
Спасибо за интересный пост!